Идолы исетские

Археологическая карта Екатеринбурга.
Автор: Игорь Пушкарев.
По сведениям далматовского купца Семена Сигова, в 1827 г. около юго-западной стороны Палкинского городища (в 1,8 км. на северо-восток от д. Палкино) был обнаружен могильник без внешних опознавательных признаков. Одна из могил разрыта им совместно со священником Верх-Исетского железоделательного завода отцом Евграфом. В могиле найден хорошо сохранившийся скелет и мешок из толстой лосиной (?) кожи, в нем медные наконечники стрел и копий. Кроме того, найдены были и другие изделия из меди: идолы, подвески, медные подковы.
Член Уральского общества любителей естествознания Михаил Малахов также упоминал, что скелет снова зарыли в землю. Находки не датировались. Можно лишь предположить, что относились они к раннему железному веку (I тыс. до нашей эры). Однако, именно с этой находки, как принято считать, начинается летоисчисление археологии Екатеринбурга. Последующие археологические работы дали богатейший материал, отобранный в музеи Санкт-Петербурга и Европы.

В 1930 г. в окрестностях станции Исеть археолог Александр Берс во время прогулки в скальной выемке нашел еще одного интересного медного идола. Он очень напоминал известного Адуйского идола. Последний был найден во второй половине XIX в. крестьянином Шайтанской волости Злобиным. Длина изделия 35 см. В верхней части имеется человеческая личина. В средней — две трехпалые ручки. В нижней — изображен зверь с разинутой пастью, вероятно, волк.

Некоторое время исетский аналог Адуйского идола украшал собой экспозицию краеведческого музея. По рекомендации органов госбезопасности, идола убрали в запасники. Упоминания о нем прослеживается до 1936 г. Сейчас считается, что он утерян. В 2019 г. появлялась информация об обнаружении в районе Екатеринбурга еще трех таких изваяний. Но, подробностей пока немного.
Летом 2020 г. на правом берегу р. Исеть, неподалеку от оз. Мелкое, туристы нашли клад раннего железного века из семи медных предметов: двух трехлопастных наконечников стрел, ножа, подвески и двух птицевидных идолов тончайшей работы, каждый около пяти сантиметров в высоту. Все находки типологически относятся к Иткульской культуре, носители которой проживали на Среднем Урале в VII–II вв. до нашей эры. Сейчас они экспонируются в Музее истории Екатеринбурга.

Помимо медных, в районе р. Исеть находили идолов, изготовленных из других материалов. Так, в начале 1980-х гг. при исследовании памятника Палатки II в районе д. Палкино археологом Светланой Паниной при раскопках небольшого жилища (2х2,5 м.) эпохи энеолита — ранней бронзы (Аятской культуры III-II тыс. до нашей эры) в районе очага, на глубине около 50 см., найден идол из талька. Для его изготовления использовали хорошо заглаженный брусок 27 см. в длину. Трапециевидной формы, сужающийся к низу. Шириной — 7 см., толщиной около 3-2 см.

«Боковые грани хорошо обтесаны и имеют глубокие борозды-выемки, причем количество выемок не одинаково. На одной боковой грани их две, на другой — одна. На одном из торцов, в верхней части вытесана человеческая голова с круглым лбом, резкими дугами надгробий, глубокими глазными впадинами и массивным клювовидным носом», — описала его исследовательница.

Благодаря характерным чертам идол получил название — человек-сова. Сейчас он выставлен в краеведческом музее. Стоит отметить, что фигура еще в древности была разбита на две части. Рядом с очагом был найден аналогичный брусок из талька длиной около 7 см. Не исключено, что это были остатки другого идола, часть которого не дошла до нас.

Находки идолов свидетельствуют о развитой духовной культуре древних уральцев. В ней явно фиксируются признаки анимизма и тотемизма, представления о сложной пространственной картине мира. Многие элементы были восприняты позже финно-угорскими и тюркскими народами Урала. Наиболее устойчивая часть присутствует в сказах Павла Бажова.
Другие материалы по теме