Музей истории Екатеринбурга — один из старейших музеев Екатеринбурга, входящий в первую тройку музеев Свердловской области и первую десятку музеев Уральского федерального округа по составу экспонатов, охватывающих временную историю от 7 тысячелетия до нашей эры до современной истории.
33 коллекции музея, формирование которых началось в 1940 году на базе Уральского областного музея Революции (Дом Ипатьева), насчитывают уже более 74 тысяч экспонатов и с каждым годом активно пополняются как частными коллекционерами и дарителями, так и государственными и общественными организациями.
Коллекция икон в собрании Музея истории Екатеринбурга представлена более чем 30 предметами, бытовавшими в семьях рядовых уральцев. Среди них имеются практически все виды уральской иконографии, начиная от образов невьянского письма и наивной росписи начала ХХ века до тиражных образов центральных иконописных школ, продававшихся на уральских ярмарках для украшения «красного угла». Отдельно выделена коллекция икон, написанных сидельцами уральских тюрем 1990-х годов, являющаяся редким памятником наивного искусства, формировавшегося в эпоху восстановления православной культуры на Урале.
Меднолитная пластика
Наряду с коллекцией икон и другими собраниями музея, коллекция из более чем 30 предметов меднолитного производства составляет огромный архив по истории уральских религий, начиная от литейных образов-идолов древних жителей Урала до староверческих складней и напрестольных крестов. В собрании музея можно увидеть небольшую коллекцию крестов-тельников, а также оклад напрестольного Евангелия XVIII века.
Живопись
«Первым» экспонатом в живописной коллекции музея, насчитывающей ныне более 320 предметов, стало масштабное полотно «Передача Романовых Уральскому Областному Совету», заказанная в 1927 году московскому художнику Владимиру Пчелину наркомом НКВД Александром Белобородовым. Благодаря тому, что первым художником музея был уральский живописец Виктор Зинов, художественная коллекция музея в советские годы пополнялась в большинстве высокохудожественными произведениями в стиле соцреализма. В это время была создана целая галерея картин из жизни Якова Свердлова и уральских революционеров. Среди имен уральских художников, представленных в реалистическом жанре, можно упомянуть Ивана Бондаренко, одного из создателей художественной школы Казахстана, и Миши Брусиловского. Писал для музея Борис Кондрашин — заведующий кафедрой живописи Свердловского архитектурного института, и Герман Мелентьев, ученик русского художника-передвижника Владимира Маковского. Поступали в фонды и работы монументалиста Геннадия Мосина, Татьяны Партиной и Николая Чеснокова.
Помимо этого в музей поступали и копии картин, хранившихся в столичных музеях. С приходом 1990-х годов в собрание стали поступать произведения из частных коллекций: живопись бытового плана и работы с видами Екатеринбурга. Среди наиболее значимых поступлений есть и работы западноевропейских художников. К примеру, голландский пейзаж художника Николаса Брайнистейна представляет собой едва ли не единственный образец голландской живописи, выполненной в годы Первой мировой войны и хранящейся в музеях России.
После передачи коллекций Уральского музея молодежи фонды музея пополнились обширной и систематической коллекцией уральской живописи ХХ века. При этом в собрание музея поступили как классические произведения советского периода, так и многочисленные произведения современных живописцев, работы которых до этого практически не формировались в музейных собраниях Урала.
Из последних поступлений наиболее полно представлено творчество свердловского зодчего Георгия Валенкова — портреты эпохи авангарда 1920-1930-х годов, а также картины на классические литературные сюжеты.
Графика
Собрание оригинальной и художественной печатной графики наиболее полно представляет творчество местной художественной школы и в настоящее время насчитывает около 2500 предметов. Основу этому заложили члены Свердловского отделения Союза художников РСФСР, создавая галерею образов для экспозиций музея. Помимо этого музеем была сформирована огромная коллекция художественной карикатуры, включающая как революционные плакаты-карикатуры времен Гражданской войны, так и зарисовки свердловских графиков для газеты «Уральский рабочий».
Дополняют работы советского периода многочисленные акварели и рисунки Георгия Валенкова. В его фонде присутствуют и «учебные штудии» Санкт-Петербургской Академии Художеств, архитектурная графика 1920-х годов, а также акварельная серия «Евгений Онегин» 1937 года.
Сформирована коллекция художественных кино-плакатов, а также рукописных и печатных афиш художественных выставок за последние 100 лет. Относительно небольшое количество в фонде занимают произведения в стиле «силуэт», а также рисованные «девичьи альбомы» с акварельными зарисовками.
Но наиболее полно представлена графика художников Екатеринбурга, включая такие имена как Эрнст Неизвестный и Виталий Волович. Мастера последних десятилетий, работающие в Екатеринбурге в технике графики, представлены сотнями фамилий. В фондах музея есть рисунки, где использовались акварель и тушь, гуашь и карандаш, сангина и уголь, фломастер и акрил. Среди работ, представленных в музее, имеется и небольшое собрание творений немецких, а также чешских мастеров. Но особую ценность представляют старинные европейские гравюры — среди которых особенно выделен фонд «россики» по иконографии русских императоров, работы мастеров резца Франции, Германии, Польши и Нидерландов. Наряду с коллекцией редкой книги, в которых имеются многочисленные «вкладные» гравюры и литографии, начиная к конца XVII века, фонд графики представляет собой практически полную ретроспективу развития данного вида искусства в истории Екатеринбурга.
Филокартия, филателия
Собрание художественной печатной продукции, состоящее из более чем 3000 предметов, объединяет в себе разнообразную продукцию. В коллекции музея можно встретить сотни художественных почтовых конвертов с памятным гашением, а также открытки с изображением картин русских, советских и иностранных художников. В музейных фондах представлены художественные открытки Западной Европы и Китая, рекламные открытые письма, коллекции по филумении — художественных этикеток для спичечных коробков и подарочные издания почтовых марок.
Разнообразно представлены художественная продукция, в создании которой применена техника конгревного тиснения, а также разнообразная коллекция оберток для заворачивания как конфет, так и другой продукции.
Скульптура
Более 70 предметов, работы скульптурных мастерских разных эпох и стран в собрании музея представляют разнообразный спектр вкусов екатеринбуржцев за последние три века. Наряду с другими коллекциями, в оформлении которых применялись скульптурные мотивы и работы художников, среди которых есть работы таких авторов как Константин Клодт, в музейных хранилищах находятся артефакты из гипса и цемента, камня и фарфора, чугуна и мрамора.
Среди наиболее масштабных работ можно упомянуть такие произведения, как горельеф "Яков Свердлов в 1905 году призывает рабочих Урала к вооруженному восстанию", созданную в октябре 1952 года в честь открытия XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза Эрнстом Неизвестным (первая работа скульптора в музеях СССР). А также монументальная композиция «Восстание ревдинских углежогов» 1960 года, созданная Любовью Турской в 1960 году в Академии Художеств в Ленинграде и экспонировавшаяся на ВДНХ.
Среди коллекций присутствует комплект гипсовых слепков из учебной мастерской Екатеринбургской художественно-промышленной школы начала ХХ века, барельефы, связанные со скульптором Степаном Эрзей, а также собрание барельефов 1920-х годов из гипса и воска.
Собрание восковых скульптур дополняет первая в России 1990-х годов коллекция исторических восковых фигур, созданных екатеринбургскими художниками и декораторами Свердловской киностудии. Помимо этого собрание дополнено скульптурами, которые создавались авторами, работавшими в местных театрах и на Свердловском телевидении для съемок мультипликационных фильмов. В собрании музея включены как бытовые образы, так и авторские художественные модели, выполненные из чугуна на уральских заводах. В частности, представлены работы Свердловского чугунно-литейного завода 1950-1960-х годов.
Также в фондах находятся редкие образцы скульптур из фарфора и керамики, выполненных как на территории СССР, так и более ранние работы французских, немецких и польских мастеров. Незначительную часть собрания занимают скульптурные детали с екатеринбургских зданий, а также произведения современных скульпторов.
Гипс
Небольшое собрание изделий из гипса, насчитывающее около 20 предметов, составлено из бытовых декоративных вещей ХХ века. Особую ценность представляет собрание фрагментов гипсовой лепнины, собранной с дома землемера Ярутина, снесенного в 2010 году ради строительства небоскреба Высоцкий.
Фарфор
Собрание фарфоровых изделий, насчитывающее уже более 500 предметов, входит в число наиболее качественных и систематических собраний уральского региона. Оно показывает весь спектр бытования на Урале фарфоровых изделий, начиная с китайских наборов чайных заварочных пиал "Гайвань" XVIII —начала XIX веков, найденных на территории усадьбы Галактиона Яковлевича Харитонова — родного брата купца П.Харитонова (владельца Дворца на Вознесенской горке) и заканчивая современной рекламной и сувенирной продукцией местных фабрик.
Безусловно, наиболее широко в собрании представлена продукция уральских заводов Сысертского и Богдановичского. Но между тем, в собрании музея имеются прекрасные образцы авторского и типажного фарфора большинства фарфоровых заводов России и СССР. Наряду с редкими произведениями Ленинградского фарфорового завода, можно встретить и разнообразные образцы дореволюционных фабрик Кузнецова и Гарднера, и его продолжателей Вербилок. Собранные систематические коллекции из семей екатеринбургских купцов и общественных деятелей включают в себя редкие образцы поповского фарфора 1820-х годов, а также кузнецовские изделия из Дулево.
В музейном собрании находятся и многочисленные произведения предприятий как бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, так и редкие образцы XIX века из Франции, Германии, Австрии и Великобритании. Среди известных фабрик — лучшие образцы Веджвуда и Мейсена. Одним из первых образов этой части собрания стал чайник из фамильного сервиза усадьбы графов Муравьёвых-Апостолов (село Хомутец в Полтавской области, недалеко от Миргорода), бытовавший после революции 1917 года в семье революционера Якова Свердлова. Среди многочисленных сервизов, чайников, сливочников, декоративных композиций и кофейных наборов особо выделяется систематическое собрание фирменной посуды свердловских кафе и ресторанов 1930-1980-х годов.
Фаянс
Собрание фаянсовых изделий, насчитывающее более 200 предметов, для музея является особой гордостью, так как сформировано предметами, аналогов которых нет в других музеях России. Так, в Музее истории Екатеринбурга регулярно пополняется самая значительная коллекция в стране так называемого уктусского фаянса — собрания изделий екатеринбургских частных фабрик середины ХIХ века, а также работ кунгурских мастерских. Значительная его часть была найдена в ходе археологических раскопок на знаковых участках города. Работы советского периода дополняет большая коллекция разнообразных предметов украинских фаянсовых предприятий — сама распространенная посуда на столах свердловчан до начала Великой Отечественной войны 1941 года. Есть даже предметы из коммунальных квартир, находившихся в 1920-1950-е годы в здании музея.
Многочисленную коллекцию дополняют предметы, декорированные фаянсовыми вставками на польской фабрики французов Фраже, а также редчайший образец фаянсового производства с ручкой росписью — пермский дачный фаянсовый сервиз 1900 года, по легенде изготовленный для семьи архитектора Александра Турчевича. Значительную часть собрания составляют предметы, выполненные в русском стиле и модерне. Имеется также и коллекция фаянсовых печных изразцов, самые ранние из которых датируются 1820 годом.
Среди других значимых предметов коллекции можно упомянуть коронационную кружку 1896 года императора Николая Второго и Александры Федоровны фабрики Кузнецова, которую привез из столицы екатеринбургский купец 1 гильдии Злоказов, а также столовые произведения итальянских мастеров из Фаэнцы. Дополняют ретроспективу фаянса и старинные предметы, в декорировании которых применена техника переводных картинок, заимствованная в начале ХХ века в Великобритании.
Керамика
Более 350 предметов керамики представляют собой полную ретроспективу наиболее доступной посуды населения Урала последних трех веков — изделия из поливной и необработанной керамики. Это многочисленные крынки и чаши, уральские подойники и болгарские винные бутыли, прибалтийскаие чаши и цветочные горшки с 200-летней историей. В состав собрания включены и авторские произведения 1960-х годов, выполненные в Свердловске, а также огромная коллекция клейменых кирпичей и каминных изразцов со снесенных зданий как Екатеринбурга, так и Свердловской области. Среди них представлены артефакты с таких объектов как Дом Ипатьева и православных храмов.
Среди наиболее ценных предметов, имеется коллекция «Тахта-чубук»: турецких курительных трубок, появившихся в Екатеринбурге после 1820-х годов. Все они выполнены в форме фаллического символа. Считалось, что тот, кто курил подобные трубки, был удачлив в любовных делах. Также в коллекции имеются образцы керамики княжества Феодоро — последнего оплота Византийской империи: познеантичная керамика привезена в Екатеринбург экспедицией Уральского государственного университета им. Горького.
Стекло
Коллекция стеклянных изделий, насчитывающая более 700 предметов, является огромным систематическим собранием, наиболее полно рассказывающем о развитии и бытовании стекла на Урале, начиная с XIV века и до наших дней.
Среди разнообразной бытовой стеклянной посуды бесцветного, коричневого, зеленого, рубинового и синего стекла, выделяются целые комплексы. Так, в музее находится полная линейка отечественной стеклянной посуды, начиная от штофов древнейшего стеклянного завода Урала — Юмышевского, которую поставлял в Екатеринбург винный откупщик купец Лев Расторгуев. Фирменные марочные бутылки с 200-летней историей, отлитые во Франции, дополняет большая коллекция художественных стаканов и фужеров, в том числе образцы, созданные по эскизам Веры Мухиной. В собрании Музея истории Екатеринбурга сформирована и значительная часть хрустальной посуды, включающая в себя и произведения чехословацких мастеров. Многочисленны в коллекции предметы в стиле модерн и разнообразно представлены советские стеклянные елочные игрушки ХХ века. В собрании музея широко представлена и коллекция разнообразных зеркал — от напольных и промышленных до миниатюрных и будуарных.
Парфюмерная и фармацевтическая продукция представлена уникальными образцами, особо среди которых выделяется парфюмерный флакон уранового стекла "анна-гельб" из семьи купцов-старообрядцев Рязановых, а также предметы, созданные по эскизам Казимира Малевича.
Металл
Коллекция металла в собрании Музея истории Екатеринбурга является одной из наиболее полных и насчитывает около 2100 предметов. Ее разнообразие связано с тем, что изначально Екатеринбург был создан как металлургический крепость-завод. Таким образом, в музее можно ознакомиться со всеми видами метального производства, на протяжении последних нескольких веков.
Промышленная коллекция досконально показывает оружия труда таких знаковых для Урала профессий как металлург, горщик и кузнец. Многочисленные заготовки продукции, орудия и предметы ручного труда, изделия местных заводов и кустарных мастерских показывают все разнообразие промышленной истории Урала. Среди наиболее ценных предметов имеются банка для хранения рудного золота и горнорудное оборудование, детали старинных станков и образцы трофейного металла.
Бытовую часть коллекции металла дополняют многочисленные предметы литейного производства — продукция из чугуна и шпиатра. Особо многочисленными по видовому составу являются собрания печных дверей и кухонной посуды. Причем, посуда выполненная на Уральских заводах, включая предприятия Свердловска, создана как из чугуна, так и из цветной эмали. Предметы из Лысьвы дополняются большой коллекцией алюминиевых подстаканников Верх-Исетского завода. В собрании многочисленные образцы русских самоваров дополнены польскими столовыми чайниками, а значительная коллекция столовой посуды — вилок, ложек и ножей соседствует с наборами чугунных художественных вафельниц. Также в собрании есть большая коллекция расписных и чеканных подносов, включая ранние работы тагильских мастеров начала XIX века и творения зарубежных мстеров. В коллекции музея находятся и монументальные чугунные доски с барельефами революционеров, отлитые в 1920 году на Каслинском заводе.
Особо ценными являются предметы из уральской меди, созданные как немецкими, так и русскими чеканщиками, самые ранние образцы, такие как — стопа «Танцы мужчин в окружении фантастических зверей и птиц», датируется 1760 годами. Эти изделия дополняются работами шведских и австрийских мастеров из олова, а также работами московских литейных мастерских XVIII-XIX веков.
Широко представлена домашняя утварь и сувениры. Довольно разнообразна коллекция, выполненная на Михайловском заводе, — особенно коллекция уральских фантиков для шоколада из фольги. Разнообразна коллекция металлической упаковки, особенно выделяется хромолитографическая коллекция предметов, произведенных на территории Екатеринбурга за последние 100 лет.
Среди других наиболее значимых экспонатов из металла можно выделить коллекцию металлических дверей, за которыми сидели в тюрьмах революционеры Софья Перовская и Яков Свердлов, коллекция кованных и литых решеток, а так же собрание портсигаров и шкатулок, особенно медная табакерка немецкой работы и шкатулка для бумаг XVIII века.
Собрание техники в музее насчитывает около 1100 предметов и постоянно пополняется. Его основу составили предметы из революционных коллекций Дома-музея Свердлова. А в настоящее время сформированы огромные комплексы, показывающие все стороны развития техники и приборостроения на Урале. Особая гордость музея — коллекция фото- и кинотехники, являющаяся крупнейшей на Урале. В ней представлены предметы, начиная от первых аппаратов для просмотра «световых картин» до современных цифровых аппаратов и видеокамер.
Собрание осветительной аппаратуры включает в себя как кованные лучины XVIII века, так и светильники, в оформлении которых использованы чугунные и мраморные скульптуры. В собрании музея имеются миниатюрные приборы для перемалывания кофе и большие станки с льнопрядильной фабрики купца Злоказова. Многочисленные швейные машинки, собрание которых включает первые образцы середины XIX века из США и ножные «Зингер», дополняются коллекцией приборов для завивки волос и бритья.
Собрания радиоаппаратуры и телевизоров содержит в себе все знаковые образцы советского времени, включая товары уральского производства, а так же коллекцию прослушивающего оборудования специального назначения.
Среди предметов коллекции имеется систематическое собрание печатных машинок, включая образец, на котором была напечатана Книга памяти жертв политических репрессий на Урале. Компьютерная техника и собрание телефонов включает в себя такие образцы, как первый ЭВМ директора аэропорта «Кольцово» и первый сотовый телефон мэра Екатеринбурга.
Многочисленная коллекция часовых механизмов представляет артефакты как из Московского Кремля, так и из кинопавильонов Свердловской киностудии. Также разнообразно собрание и предметов для письма и каллиграфии — начиная от гусиных перьев и заканчивая собранием печатей, штампов и факсимиле. Разнообразна и коллекция музыкальных инструментов, включающих как рояли, фисгармонии и баяны, так и более современную музыкальную технику. Среди наиболее ценных экспонатов можно упомянуть и «наборную типографию», изъятую полицией Екатеринбурга у уральских революционеров во время революции 1905-1907-х годов.
Химия
Более 260 предметов, выполненных из резины, пластмассы и других химических веществ, собрана в большинстве своем из предметов уральского происхождения. Резиновые изделия представлены в основном продукцией обувной промышленности середины ХХ века и детских игрушек. А вот пластмассовое и сопутствующее производство широко показывает разнообразие продукции заводов Свердловска, Нижнего Тагила и Челябинска. Многочисленные образцы посуды и домашних принадлежностей дополняются широким спектром детских игрушек, упаковок для различных товаров народного спроса и декоративными шкатулками.
Среди наиболее ценных предметов, выполненных из продукции химических предприятий Свердловской области, можно выделить сувениры-макеты Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаш), а также продукцией парфюмерной фабрики «Уральские самоцветы», созданной в 1942 году на базе эвакуированной московской фабрики «Новая Заря». В собрании музея имеется также комплект «космической» еды российских космонавтов.
Мебель
Самым объемным собранием музея является мебель, насчитывающая около 120 предметов и представляющая облик екатеринбургских интерьеров начиная с XVIII века и до современности. Особую гордость музея составляет так называемый Шкаф Гданьской Богоматери 1734 года, созданный в год, когда основателем города Василием Татищевым в Екатеринбурге была создана первая библиотека. После 1869 года по эскизам скульптора Иоганна Фридриха Драке шкаф был декорирован на тему трагедии «Фауст» Гёте и оформлен как горельефами с изображением Мефистофеля, Маргариты и Фауста, так и скульптурными изображениями берлинского архитектора Карла Шинкеля — лидера романтического историзма и художника Вильгельма фон Каульбаха — первого иллюстратора «Фауста».
Можно упомянуть коллекцию английских стульев в стиле чиппендейл, собрание мебели эпохи модерна из квартиры Управляющего Златоустовской оружейной фабрикой, а также предметы интерьеров квартир революционеров-подпольщиков. Большой пласт мебели происходит из семьи революционера Якова Свердлова и его жены Клавдии Новгородцевой. В мемориальном комплексе особая роль отведена мебели из имущества Большого Кремлевского дворца Москвы, служившей в 1918 году декором для личного кабинета Председателя ВЦИК Я.М. Свердлова и находившейся на «Собственной половине» — в бывших личных покоях российской императорской семьи.
Советская же мебель представлена как конторскими образцами, так и самодельной работой свердловчан. Особенно можно выделить коллекцию мебели, созданной архитекторами Константином Бабыкиным и Георгием Валенковым, а также продукцию свердловской мебельной фабрики «Авангард».
В собрание мебели входит и разнообразная коллекция кроватей, в основном произведенных на фабриках Варшавы в начале ХХ века с использованием литья и художественной росписи, и на фабриках Свердловска.
Дерево
Предметы из дерева или картона обычно ассоциируются с крестьянским бытом. Но в собрании музея, насчитывающем около 600 предметов, имеется разнообразная направленность предметов, включая даже такие редкие образцы как картонный тисненый обойный фриз из столовой Дома Ипатьева. Картон также собран и в коллекции так называемого «Дрезденского картонажа» — собрании бумажных елочных игрушек.
Но все же основную часть коллекции занимают бытовые предметы, использовавшиеся в быту мещан и крестьянского населения Урала. Среди наиболее ценных образцов упомянем деревянные формы для изготовления пасхи. Здесь же собраны многочисленные соломенные модные шляпки и деревянные чемоданы, соломенные корзины и огромные сундуки. Коллекция последних разнообразна по своему составу и оформлению. В собрании музея есть сундуки, произведенные в Свердловске и на Невьянском заводе, в селе Быньги и в Москве, привезенные из Польши и нацистской Германии. Особую ценность представляет «Чайный сундук» екатеринбургской фабрики Афониных, произведенный в Китае.
Коллекция упаковочных коробок из картона дополняется собранием деревянных сувениров разных эпох и коллекцией разнообразных мемориальных деревянных шкатулок. Помимо этого собрана большая коллекция екатеринбургских резных наличников со снесенных домов старого города, а также собрание различных деревянных панелей, служивших декоративным украшениям в интерьерах. Но, пожалуй, наиболее ранними образцами дерева в музейном собрании стали детали плотин Уктусского и Екатеринбургского завода 1720-х годов.
Ткани
Разнообразное собрание тканей насчитывает около 2500 предметов и является одним из самых качественных и систематических собраний в провинциальных коллекциях страны. Наряду с богатой коллекцией знамен и политических вымпелов советского времени, в музейных хранилищах есть предметы из бархата и сукна, шелка и газа, созданные как трудом белошвеек и домохозяек, так и на крупных швейных фабриках и свердловских ателье. Наряду с другими коллекциями, включающими все аспекты истории моды, Музеем истории Екатеринбурга собрана развернутая коллекция истории формирования модных вкусов.
Коллекция одежды начала ХХ века из уральских семей татар, удмуртов и марийцев дополняется уникальными уральскими староверческими сарафанами, украшенными пуговицами из уральской меди. Бальные платья эпохи модерна из семей местных зажиточных особняков соседствуют с мужскими сюртуками и парадными сорочками 100-летней давности.
Коллекция тканей активно пополняется коллекцией шляп СССР, Франции, ГДР и Польши, собранием верхней одежды из Китая и стран Варшавского договора. В коллекции музея находятся десятки предметов обмундирования военных разных родов войск, особую ценность среди которых занимает плащ-палатки и другая одежда времен Великой отечественной войны 1941-1945-х годов и коллекции «Воинов-афганцев» 1980-х годов.
В коллекции музея находится коллекция тканей Свердловского камвольного комбината, заказные работы и фонды свердловских закройщиков, коллекция моделей одежды, включая работы свердловского дома моделей. Качественно представлены и платья времен отечественного авангарда 1930-х годов, работы советских модернистов и собрание детской одежды ХХ века.
В собраниях музея широко представлена коллекция ковров и ручных вышивок, собрание штор, драпировок и разнообразных накидок на мебель. Дополняет собрание тканей такие редкие образцы — как бархатная сумочка, расписанная в мастерских Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря 1900-х годов и французская шкатулка для драгоценностей 1780-х годов, декорированная гравюрой и лионским шелком.
Мех, войлок
Небольшая коллекция изделий из меха и войлока, насчитывающая более 40 предметов начала формироваться благодаря семье революционера Якова Свердлова. Ныне, помимо немногочисленных сувениров советского времени, имеются образцы детских в военных шуб и шапок, а так же военные бурки и валенки.
Кожа
Несмотря на то, что кожаные изделия не были изначально в приоритете собирания музея, тем не менее, заняли со временем значительное место в собрании, насчитывая ныне более 400 предметов. Первоначально была сформирована большая коллекция кожаных памятных папок, среди которых подарочные образцы из семей «цареубийц», купцов-золотопромышленников и местных банков начала ХХ века. Наравне с этим появилась коллекция женских сумочек и кожаных чемоданов разных эпох и стран.
С закрытием свердловской фабрики «Уралобувь» в коллекцию музея влилась сохранившаяся часть модельного кабинета предприятия. Постепенно коллекция обуви пополнилась старинными образцами и заготовками из раскопок на территории Екатеринбурга ХIХ века, коллекцией кожаных ремней разных эпох, а также такими ценными образцами как лайковые перчатки французских фабрик.
Кость
Изделия из костей животных сформирована относительно недавно и уже насчитывает около 80 предметов. Самым значительным стало собрание игральных бабок, найденных при строительстве здания Представительства Президента России в Уральском федеральном округе, на территории «Купецкой слободы» XVIII века. Помимо этого в собрание поступали различные костяные сувениры Тобольского севера и европейские костяные веера. Среди последних поступлений — работа сибирского микроминиатюриста Анатолия Коненко: восьмимиллиметровое изображение основателей Екатеринбурга, написанное на пластинке из бивня мамонта.
Камнерезное искусство, минералогия
Собрание камнерезных изделий и минералогических памятников музея ныне насчитывает около 130 предметов. В первое время существования Дома-музея Якова Свердлова это были работы свердловских мастеров, специально созданные для постоянной советской экспозиции. В 1990-е годы постепенно сформировалась и коллекция мраморных мемориальных памятных досок, которые снимали со зданий во избежание актов вандализма 1990-х годов.
После этого собрание начало пополняться камерными домашними изделиями, самыми ценными из которых стали шкатулка мастерской Липина и коллекция печатей из семей екатеринбургских староверов, каменные пасхальные яйца и пепельница архитектора Георгия Валенкова 1920-х годов. В собрании представлено несколько письменных приборов и часовых механизмов, оформленных уральскими резчиками. Имеются камнерезные шашки XVIII века и собрание грифельных учебных досок для письма.
Особую ценность представляет собой редкая коллекция бракованных камнерезных заготовок из мастерской Василия Шахмина, аналогов которой практически нет в музейных собраниях. Ждет своего часа реставрации и единственное найденное в Екатеринбурге слюдяное окно XVIII века.
Дополняет коллекцию так же небольшое собрание каменных изделий-сувениров из Китая, Индии и других стран.
Естественно-научные материалы
Собрание природных памятников в собрании музея немногочисленно и в основном представлено гербарными листами 1910-х годов, насчитывающих около 25 предметов.
Драгоценные металлы
Изделия из золота, платины и серебра в собрании музея практически исключительно представлены в виде орденов, медалей и памятных знаков. Около 70 предметов — это такие уникальные экспонаты, как награды из семей революционеров Якова Юровского и Якова Свердлова, орден Ленина, врученный Свердловску в 1973 году и государственные награды старейшей российской газеты «Уральский рабочий». Среди других предметов можно упомянуть серебряную стопу середины XVIII века, изготовленную в московских мастерских.
Нумизматика
Собрание металлических денег, памятных медалей и сувенирных значков музея более чем обширно и разнообразно. Насчитывающее более 3250 предметов оно включает в себя медали XVIII — XIX веков, коллекции уральской медной монеты, образцы художественных плат и настольных памятных медалей, производства Ленинградского и Московского монетных дворов. Наиболее ценной в собрании считается коллекция краеведа Чудновского, положившая начало систематическому собранию нумизматики музея. Прекрасно представлена продукция Свердловского ювелирного завода и завода «Русские самоцветы» — коллекция памятных значков, украшенных поделочными камнями.
Денежные платежные знаки, напечатанные на бумажной основе, насчитывают более 300 предметов и являются наиболее изученной частью коллекции музея. Среди них есть и старинные банковские книжки и векселя, Государственные кредитные билеты дореволюционной России, различных правительств времен Гражданской войны и СССР. В собрании музея можно найти уральские франки 1991 года, так и не введенные в оборот.
Оружие
Оружейные коллекции музея в общей сложности насчитывают около 80 предметов. Это и оружие революционеров, сигнальная пушка с барки реки Чусовой, коллекции снарядов разных эпох, включая материалы по истории Пугачевского восстания 1770-х годов.
Довольно значительную часть в коллекциях занимает продукция и история Златоустовской оружейной фабрики, представленная как рядовой продукцией в виде столовых приборов и памятных пластин, так и «саблей Ермакова». Среди коллекции нательного защитного снаряжения отметим латунную Кирасу XIX века и несколько военных касок СССР и нацистской Германии.
Грампластинки
Собрание грампластинок и их предшественниц патефонных и граммофонных записей насчитывает более 250 предметов, и представляет собой полный спектр истории освоения подобной звукозаписи. Наряду с коллекциями звуковой аппаратуры в музее имеются металлические диски для музыкальных шкатулок, а также первые парадные патефонные наборы с речами основателей СССР.
Безусловно, большую часть коллекции занимают записи фирмы «Мелодия», но между тем сформирована и значительная коллекция ранних довоенных музыкальных композиций и патефонных записей середины ХХ века в оригинальных упаковках.
Аудио, видео
Около 60 предметов представляют небольшое собрание аудио кассет, кинопленок, видеокассет и дисков с записями знаковых событий в истории Екатеринбурга, знаковых постановок Свердловской киностудии, а также записей из архивов членов Свердловского рок-клуба.
Негативы
Начало коллекции негативных фотоизображений, насчитывающее ныне более 8000 предметов и активно пополняющееся, было положено в Уральском областном музее революции, где было сформировано собрание стеклянных фотопластинок фотографа Введенского. Затем в доме-музее Свердлова появилась фотолаборатория под управлением фотографа Исакова, которая пополнила собрание музея большим количеством негативного исторического фонда. В 1990-е годы стеклянных негативов в собрании музея прибавлялось сотнями: в музей был передан негативный фонд Бюро технической инвентаризации Свердловска 1930-х годов. Среди наиболее значимых коллекций стеклянных пластинок выделяется и фонд фотографов-староверов села Старая Утка — Филатовых.
С созданием Музея уральской фотографии «Дом Метенкова» в коллекцию стали попадать большие ретроспективные коллекции пленочных негативов сотрудников ТАСС, газет «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск» и «На смену» Анатолия Грахова, Владислава Ветлугина, Сергея Фоминых и многих других. С процессом перехода на цифровые технологии поток негативов все же не иссекает. Музей пополняет свои фонды домашними архивами свердловчан разных эпох.
Фотографии
Фотографии музея являются одной из самых значимых по составу коллекцией и насчитывают более 20000 предметов, включая работы первых мастеров светописи Урала 1860-х годов. В музейных фондах собраны дагерротипы и ранние коллекции визит-портретов 1870-х годов, огромная коллекция кабинет-портретов и будуарной фотографии. Тысячи любительских снимков разных эпох дополняются профессиональными репортажными и художественными коллекциями корифеев уральской фотодокументалистики, начиная с Вениамина Метенкова и Ивана Терехова, и заканчивая заказными работами современных рекламных фотографов. Современная фотография в собрании музея не имеет аналогов в других собраниях региона. Собраны авторские отпечатки сотен уральских светописцев. Помимо этого богато представлены фотоочерки о жизни и природе Урала 1920-х годов, включая работы Леонида Сурина, Сергея Бушуева и Николая Татарченко, а также отпечатки, сделанные на фронтах Второй мировой войны, работы Игоря Пашкевича, Анатолия Грахова, Анатолия Черея, Владимира Кунина, Александра Лысякова, Евгения Бирюкова и многих других.
Наряду с такими именами как Карл Булла и Максим Дмитриев, в собрании Музея истории Екатеринбурга хранится большое собрание стереоскопических снимков, самыми ценными комплексами из которых являются фотографии из жизни солдат Первой мировой войны, а также коллекция физика, академика Сергея Вонсовского.
Хранит музей и большую коллекцию широкоформатной фото-живописи 1970-х годов свердловчанина Леона Зискинда — польского фотографа, чудом спасшегося в 1939 году от отправки в концлагерь. Хранит музей и большую коллекцию фотоотрыток на разнообразные темы, основу коллекции которой положила жена Якова Свердлова – Клавдия Новгородцева, работавшая до революции в книжном магазине Куренщикова и продававшая в 1910-х годах фотооткрытки.
Из последних поступлений наиболее значимыми были фонды Уральского музея молодежи — материалы об уральских политиках и истории общественных организаций, а также дар консульства Чешкой республики в Екатеринбурге — коллекция авторских фотографий чешских мастеров.
Документы
Формирование коллекции документов, насчитывающее ныне более 21000 предметов, не прекращалось никогда за все восемь десятилетий в истории музея. И если в советские годы это были в основном материалы по истории советской политики, материалы о жизни революционера Я.М. Свердлова и его соратников, то в 1990-х годах музеем был собран огромный пласт документов по деятельности как крупных политических деятелей, так и такие уникальные фонды, посвященные жизни и творчеству скульптора Эрнста Неизвестного, жизни Почетных граждан Екатеринбурга-Свердловска, материалы по истории Свердловска периода Великой отечественной войны 1941-1945-х годов.
С созданием Музея истории Екатеринбурга в 1995 году жители города начали активно формировать при музее документальный фонд из личных коллекций, включая документы XVIII века, редкие рукописи и уникальное собрание благодарственных листов, выполненных в технике акварели, литографии и хромолитографии.
В фонде широко представлена история екатеринбургских предприятий и организаций, а также формируется «Современная летопись Екатеринбурга», включающая в себе документы и автографы всех известных горожан и гостей города.
Редкая книга
Около 2000 предметов фонда рекой книги представляют практически полное представление о литературных пристрастиях Екатеринбурга за последние три века. Самое ранее издание в фонде музея датируется 1660 годами, и дополняется книгами французскими книгами XVIII века, а также таким редким памятником как «Елизаветинская Библия» 1751 года, отпечатанной в типографии Александро-Невской Лавры.
Первоначальное книжное собрание было создано сотрудниками музея в Доме Ипатьева. Это были и партийные издания первых лет советской власти, и запрещенные книги периода первой революции. Но в собрание вошли и такие редкие памятники как рукописная двухтомная книга 1869-1870-х годов краеведа Василия Шишоко, посвященная исследованию истории Пугачевского бунта. Первоначально она должна была стать даром одному из Великих князей из рода Романовых, но из-за идеологических разногласий осталась на Урале.
Коллекция хранит и уникальные образцы книжных памятников с владельческими записями и штампами из различных частных библиотек 19 века, включая библиотеку Софьи Тихоцкой, которая восстановлена на территории музея в начале 1990-х годов.
Собрание советских и дореволюционных энциклопедических справочников соседствует с подарочными альбомами разных эпох и имеет множество автографов известных деятелей науки, искусства и политики, включая автографы поэта Демьяна Бедного, художника Виталия Воловича и скульптора Эрнста Неизвестного.
Печатная продукция
Собрание газет и журналов, печатных плакатов и листовок составляет более 11200 предметов и является богатейшим архивом по истории Екатеринбурга-Свердловска. Так, в музей в разные годы были переданы практически полные собрания сигнальных экземпляров главных местных газет «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург». Имеется большая подборка периодической печати предприятий и организаций города всего ХХ века.
В собрании находятся подшивки первой газеты города «Екатеринбургская неделя», а также отдельные выпуски первых журналов, печатавшихся в местных типографиях. Плакаты, афиши и листовки широко рекламируют историю общественно-политической жизни Екатеринбурга. При этом в собрании есть и редчайшие листовки вековой давности, выполненные на гектографе. Собрание брошюр разных эпох включает в себя и такие редкие издания как работы мастеров отечественного авангарда 1920-1930-х годов, иллюстрированные рекламные брошюры, созданные с участием художников Средне-Уральского книжного издательства.