У города с населением приблизительно 45 тысяч человек было не так много инфоповодов. Поэтому местные издания с радостью освещали местные святочные события, и, заодно, новости ближайших городов.
Например, «Екатеринбургская неделя» с грустью пишет, что в Тюмени маскарадный период не задался:
«Начался зимний сезон скандалов, драк и прочих легких недоразумений: два раза в неделю назначены танцевальные и маскарадные вечера, но ни те, ни другие не посещаются, так как в приказчичьем клубе нередко происходят кровопролитные сражения и расходившиеся "молодцы" в пылу битвы не стесняются вспоминать родителей и родственников, хотя бы и умерших. <…> Удовольствий, значит, много, а веселиться некому».
О подобных событиях в Екатеринбурге издание не сообщало. Возможно, наши святки действительно проходили спокойнее, возможно, такие истории Екатеринбурга освещали тюменские издания.
Вместо описаний зимних скандалов и драк у нас публиковали святочные рассказы местных авторов или их переводы с других языков. Сложно говорить, что они создавали праздничное настроение.
«Снова наступили Рождественские праздники и неразлучные с ними Святки. Вокруг меня неудержимым ключом бьет жизнь... все веселится и ликует, театр, и собрания наполнены людьми, жаждущими развлечений... По улицам то и дело проносятся большие пошевни, запряженные тройками, покрытые яркими коврами; весело улыбаются, раскрасневшись от мороза молодые лица нарядных дам и кавалеров... Один я безучастно отношусь к этому веселью, ко всем маскарадам, танцевальным вечерам, катаниям, словом, ко всему тому, чем занята праздничная жизнь праздных горожан», — пишет автор под псевдонимом Нил А-г.
«— Матушка, матушка в ужасе воскликнул Новый год, и маленькая ручка его затрепетала в руке Вечности: кто это в жалком рубище, на грязной соломе лежит посреди залы? Глаза его закрыты, на бледном лице написаны усталость и страдание... Он умирает, всеми забытый, ни в ком не пробуждая жалости и участия, скажи мне, кто он?
— Это брат твой, Старый год, - отвечала Вечность». (Автор Елизавета Голова)
В той же «Екатеринбургской неделе» автор рубрики «Мелочи нашей жизни» дядя Листар ворчливо критикует всеобщий ажиотаж:
«Наступил новый год, который, по обыкновению всех прошедших годов, обманет возлагаемые на него надежды и упования тысячи тысяч людей, почему-то мечтающих, что новый год должен принести им совершенно особливое, так сказать, «новое счастье», как будто это счастье вырабатывается на особенно для этого устроенной фабрике и продается под вывеской «Новый Год», — писал он в выпуске за январь 1888 года.
«Нет, читатель! Все осталось по старому: и денег нет, и дров нет, и тот же разлад семейной и общественной жизни со всеми некрасивыми и тяжелыми перипетиями — все также, как это было вчера, третьего дня, как это будет сегодня, завтра, послезавтра, а мы ликуем и празднословим...», — продолжил развивать свою мысль дядя Листар в январе 1889 года.
Сейчас в социальных сетях мы видим десятки, если не сотни постов с подобным посылом. Предновогоднее ворчание — феномен, который не поддается влиянию времени. Но праздничный дух ни тогда, ни сейчас населению это обычно не подрывает.
Поэтому и за екатеринбуржцев дореволюционной эпохи беспокоиться не стоит. Веселиться любили и умели во все века!