Анна Петровна Брановицкая (в замужестве – Баханович) – мама моей бабушки. Ох, как боялись мы её в детстве! У прабабки была своя комната в квартире бабушки с дедушкой, к которым мы приезжали на лето, и в комнату эту заходить нам было строго запрещено. И прабабка сама не выходила – бабушка даже еду подавала ей в комнату на подносе. Она просила открыть дверь и за эти несколько секунд я успевала вдохнуть запах ладана и лампадного масла от всегда горевшей в углу перед иконами лампадки и увидеть грузную седую старуху с хмурым взглядом и поджатыми губами, лежащую на высоких подушках в белоснежной вышитой рубахе. Старуха была не страшной, но внушала какой-то трепет своей надменностью и строгостью.
Прабабка родилась в 1903 году в деревне Млынка на шляхетской стороне. Деревня была поделена речкой - на одном берегу жили зажиточные семьи, так называемая шляхта, а на другом - бедняцкие, преимущественно батрачившие у шляхты. Вот на этом "богатом" берегу и жила семья Петра Брановицкого. Детей у него было четверо - сыновья Ипполит и Селивестр и дочери Мария и Анна. Аннушка была младшей, любимицей. Ей было всего 6 лет, когда умерли родители, и она осталась на воспитании в семье старшего брата Селивестра, который был сельским учителем. Времена были мутные - начиналась Первая Мировая война… И Селивестр отправил сестру учиться в Слуцкую Гимназию. Началась война, потом прогремела революция… И осталась пятнадцатилетняя юная панночка Анна совсем одна – без поддержки и опоры. Как ей жилось тогда? Балованной любимице всей семьи, оберегаемой даже от встречи с мужицкими детьми… в истерзанной войнами и революцией стране… Как выжила она? Ей нужен был кто-то, кто мог бы заботиться о ней, кто стал бы опекать её… "классово чуждую" шляхетскую дочь. И она приняла единственно правильное решение – вышла замуж за моего прадеда Антона Герасимовича Бахановича. Человека из бедной сельской интеллигенции, образованного, но вышедшего из батраков. Любила ли она его? Навряд ли. Шестерых детей родила, двоих схоронила, четверых вырастила. Сберегла и в войну, и в голод. Не из любви – из долга. Бабушка мне писала потом о ней: «Мама никогда с нами, детьми не вела бесед. Она привыкла к вниманию со стороны братьев. Ее опекали, лелеяли. Она привыкла больше получать, чем отдавать. А жизнь потребовала других подходов. Мама очень любила чистоту и порядок в доме. Она не ленилась каждый день делать влажную уборку. Любила хорошо одеться и хорошо выглядеть. Хотя и дешевые скромные одежки, но всегда чистенькие, выглаженные, чистый передник. Наводить чистоту доставляло ей удовольствие. При этом она всегда пела. Голос у мамы был хороший. Очень хорошо у нее получалась песня «Хасбулат удалой, бедна сакля твоя, золотою казной я осыплю тебя…». Мама любила рукодельничать. Помню с любовью шила ночью мне кофточку. Ткань тонкий отбеленный холст. Мама сама кроила, рукав типа кимоно, отделывала мережкой. Я очень любила эту кофточку. Хотя времени для рукоделия было мало – корова, свиньи, куры, дети. Все на ее руки. А летом еще и огород. Мне казалось, что это тяготит ее. Надо еще учесть, что ни водопровода, ни теплого туалета, ни стиральной машины, ни мясорубки, ни центрального отопления не было. Все на свои руки. Папа ей не помогал. У него хватало других хлопот. А мы – дети мал мала меньше. Поскольку мама никогда на зарплату не работала, то и подруг у нее не было. Она жила семьей, завидуя работающим женщинам, поглядывая, как они одеваются, как ведут себя. Она была глубоко несчастным человеком. В полной зависимости от мужа, от условий жизни, нигде не могла проявить своего «я». В какое-то время мы, дети, были для нее обузой. Мы не чувствовали ее материнской любви, сочувствия, участия. У нас воспиталось чувство долга, обязанности без ласкового обращения друг к другу (в смысле к маме)». Какое уж тут счастье… Совсем не к такому готовили юную пани Анну… Всё, что осталось у неё от прошлой жизни, - рукоделие да молитва. Тем и жила.