История: Вокзальный

Прощание с Печерской

  • Прогулка по кварталу-призраку
Все меньше остается в Екатеринбурге тихих, уютных мест, где чувствовался бы дух старого Свердловска. Малоэтажные кварталы сносятся ради постройки новой, современной недвижимости. Процесс этот неизбежен, а отношение к нему у жителей города порой диметрально противоположное. Однако краеведы, экскурсоводы и любители старины весьма болезненно воспринимают подобные утраты. В прошлом году мы лишились еще одного атмосферного места, находившегося за зданием Управления железной дороги на улице Печерской. Надеемся, этот небольшой текст послужит сохранению памяти о нем.
Клуб Андреева
Дом на улице Печерской, 6 перед сносом в 2020 году. Фото: Дмитрий Киряев
Место, где находились дома, из-за расположения на возвышенности называлось «горкой» и относилось к Октябрьскому поселку. Последний появился в 20-е годы прошлого века благодаря развитию железной дороги и увеличению числа её служащих. Улица Печерская возникла на карте уже после войны и своим названием, скорей всего, обязана Печорской железной дороге, образованной в 40-е годы. Говорят, некоторое время название улицы писалась через букву «о», как и у большинства её тезок в других городах и как того требуют правила орфографии (в Самаре, кстати, также есть улица Печерская).

Первый дом на улице Печерской начали строить в 1951 году по заказу предприятия «Уралгипротранс» для его сотрудников. В строительстве были задействованы учащиеся ремесленного училища, что негативно отразилось на качестве постройки. Со временем дом поменял нумерацию, с первого – на четвертый. Почти одновременно по заказу другой организации, связанной с железной дорогой – «Уралстройпуть», рядом вырос идентичный дом под номером 2 (впоследствии 4а). В каждом было по восемь квартир.
Клуб Андреева
Кладка стен дома на улице Печерской, 4. 1951. Альбом «Уралгипротранса», ГАСО
В 1952-1953 гг. напротив построили еще два похожих дома по адресу улица Печерская,3 и 4 (позднее – 6 и 6а). В этих домах благоразумно решили приспособить под жилые помещения высокие чердаки, за счет чего количество квартир увеличилось с восьми до десяти. За основу проектирования всех четырех домов был взят 112-й проект серии 204 «Гипроавиапрома», разработанный в 1940-е годы архитектором А.И. Криппа.
Клуб Андреева
Типовой проект 1-204-112
К 1954 году все 4 дома были электрифицированы, оборудованы центральным отоплением, водопроводом и канализацией, что выгодно отличало их от большинства других домов в районе. Получить здесь квартиру или комнату было большим счастьем, несмотря на все недоделки. (Октябрьский поселок, надо сказать, тогда был почти сплошь деревянным, многие жили в бараках). Согласно архивным сведениям, к началу 1954 года в первом доме проживали 56 человек, во втором – 38, в третьем и четвертом – 62 и 53. При этом надо учитывать, что в одной квартире могли соседствовать несколько семей.

Все четыре дома были огорожены небольшим деревянным забором с воротами и калитками, разграничивающими дворовое пространство. Надо ли говорить, что здесь проходили многочисленные детские игры (вышибалы, казаки-разбойники и тд.), разыгрывались бытовые комедии и драмы.

Углем, который привозили на лошадке, топили находящуюся поблизости железнодорожную баню и местную котельную. Котельная располагалась в подвале дома 4а. Отважная ребятня штурмовала трубу котельной, поднимаясь по металлической лесенке наверх. Со временем система обогрева домов поменялась, и трубу демонтировали с помощью крана и не без хлопот. На кухнях первое время стояли дровяные печки, а в ванных комнатах – колонки, также топившиеся дровами.
«Своя ванная комната – это было неслыханное счастье…Раз в неделю топили дровами колонку, наливали ванну (неполную, конечно) для каждого члена семьи, и все мылись», – вспоминает Мария Михайловна Садыкова, которая жила в доме №4 с рождения и почти до самого сноса.
В глубине двора находились дровяники, которые со временем стали использовать для других целей. В них практически безраздельно царствовали дети. Взрослых интересовала только яма, где хранили картошку и соленья.
«Для каждого мальчишки делом чести было оборудовать в своем дровянике мастерскую и штаб. Общая высота сарая делилась на два уровня: вверху на полатях обустраивалась комнатка, где можно было собраться компанией, а внизу – обязательно мастерская. Я в своей чинил всевозможные велосипеды, мопеды, что-то постоянно изобретал. За вдохновением, а главное, материалами для технического творчества мы ходили на свалку Железнодорожного института, где в изобилии было разных радиодеталей, механизмов и целых аппаратов. Кроме того, прямо за нашим двором, на задках Управления дороги были авторемонтные мастерские, на свалке которых тоже можно было разжиться всевозможными железяками» (из интервью Алексея Валерьевича Жукова).
На кухнях вскоре появились газовые плиты, а во второй половине 70-х годов, после многочисленных обращений местных жителей, провели централизованное газоснабжение. В эти же годы на повестке стоял вопрос об освещении улицы Печерской.

Комнаты были просторными и почти квадратными в плане, с лепниной на высоких полотках и широкими коридорами. Многие жильцы провели здесь почти всю жизнь, любили свои дома и не хотели с ними расставаться. К сожалению, снос домов это обстоятельство не остановило, и сейчас на их месте строится ЖК «На Некрасова», спроектированный, к слову, немецким архитектурным бюро. А ведь и сами дома на Печерской, если верить свидетельствам первых жильцов, строились с привлечением немецких военнопленных.
Клуб Андреева
Руины дома на улице Печерской, 4. Лето 2020 года. Фото: Дмитрий Киряев
Автор: Дмитрий Киряев
Другие материалы о жизни в городе