История: Уктус

Выше Уктусских гор

  • Свердловские газеты о строительстве трамплина
В 1934 году в Свердловске проводился Всесоюзный горнолыжный праздник под девизом «Превратим Урал в образцовую горнолыжную базу Советского Союза». Именно к этому празднику был построен 40-метровый трамплин. В 1961 году молния разрушила одну из опор трамплина, и его пришлось снести. При поддержке председателя Свердловского совнархоза С. А. Степанова был сооружен новый 40-метровый трамплин со специальным лавсановым покрытием из ГДР, позволяющим тренироваться летом. Но в 1964 году принимается решение о строительстве 70-метрового трамплина.

Проектирование трамплина начинается в 1964 году: «Жителей южной окраины города не могли не заинтересовать сильные взрывы на северо-западных склонных Уктусских гор. А затем прокатился гул экскаваторов, появились самосвалы с грунтом. Это развернулось строительство большого лыжного трамплина. ВЦСПС выделил на строительство 593 тысячи рублей. Заказчик – ДСО «Труд». По проекту инженера института «Свердлоблпроект» В. И. Туманова закончены рабочие чертежи. Наш корреспондент обратился к инженеру по спортивным сооружениям совета ДСО «Труд» М. М. Фархутдинову с просьбой рассказать о новом спортивном комплексе. Вот, что он сообщил:
– Трамплин, который начали строить, будет самым крупным спортивным сооружением. Расчетная дальность прыжка планируется в 70 метров.
Первые выступления спортсменов намечаются на 1966 год. Лыжники станут прыгать в огромный котлован, окаймленный высокими скалами. Поэтому полет их будет проходить в защищенной от ветра зоне. Для торможения прыжка выстраивается контрподъем на противоположной стороне котлована. А за ним будут сделаны въездные ворота, через которые могут финишировать спортсмены с лыжных дистанция Уктусских гор. Особая система освещения позволит проводить прыжки и в вечернее время.

Внутри котлована амфитеатром расположатся трибуны более чем на 5 тысяч зрителей. Одноэтажное здание из современных пластических материалов на вышке у трамплина обеспечит хорошую работу судей и спортивных комментаторов.
Под железобетонной эстакадой разбега разместятся уютные комнаты отдыха, буфет.
Сейчас ведутся земляные работы. А они немалые – нужно вынуть 120 тысяч кубометров грунта» [1] .
Слева – направо: сотрудники института «Свердлоблпроект» М. Малоземов, В. Туманов, И. Агафонова, Ю. Майоров обсуждают эскиз лыжного трамплина. Фото Ю. Михайлюка. «Вечерний Свердловск», 22 сентября 1964
Эскиз трамплина. «Вечерний Свердловск», 22 сентября 1964
В ходе дальнейших изыскательских работ, проект претерпел изменения. В частности, изменения коснулись вместимости трибун.

«Эстакаду горы разгона «сплетут» из металла.

Прыгун, взвившись птицей над верхушками сосен, приземлится вот в этой огромной чаше глубиной в 30 метров. Она уже подготовлена строителями. Со временем в ней разместятся трибуны на 30 тысяч зрителей.

Домик справа – судейская вышка. Его сложат из кирпича, украсят стеклянными витражами. Здесь разместятся радиокомментаторы, корреспонденты газет. На плоской крыше удобно расположатся телевизионные установки.

Трамплин соседствует со спортивной базой общества «Труд», которая имеет два трамплина – старый, с длиной прыжка 20 метров, и новый – 50-метровый. Таким образом, все три искусственные горы станут единой стартовой площадкой для летающих лыжников» [2] .
«Только этим тринадцати засматриваться на пейзажи некогда. С каждым днем все упорней и упорней набирают они высоту. И уже под самым куполом неба вспыхивают серебристые всполохи электросварки.

Нелегко им, монтажникам из бригады А. М. Козьминых, приходится в эти горячие деньки. Даже в воскресение отряд высотников в полном составе пришел на большой уктусский трамплин. Город уже давно живет заботами «белой спартакиады». Приходится поторапливаться и ребятам в рабочих спецовках.
– Сделать такой замечательный подарок крылатым лыжникам, – говорит бригадир, – для нас большая честь. Парни с достоинством оправдывают ее.
Словам Анатолия Михайловича верить можно. Посмотрите на второй снимок. Это первый лыжник, поднявшийся на трамплин. Нет, пока он не мчится стремительно по горе разгона, не парит, словно большая птица, в воздухе. Динамовский прыгун перворазрядник А. Чернышев сегодня лишь помогает сделать трамплин крылатым… Снежные комья разлетаются под тяжелыми лыжами спортсмена. А белая мягкая дорожка все выше тянется к вершине трамплина. Ее бережно укладывают спортсмены Свердловска, почти каждый день им помогают и воспитанники горнолыжной спортшколы общества «Труд». В это воскресение монтажники-высотники из бригады А. Козьминых впервые встретились с будущими хозяевами большого трамплина. Теперь до конца стройки им предстоит трудиться рука об руку» [3] .
7 марта 1966 года происходит торжественное открытие трамплина в рамках II Зимней спартакиады народов CCCР.
«Наступает торжественная минута. Вереница спортсменов в разноцветных куртках с лыжами на плечах устремляется к стартовой площадке. Судьи дают первому участнику «зеленый свет». И вот уже в голубом весеннем небе парит один из ста семи отважных. Это ленинградский мастер спорта Вячеслав Лукин. Ему выпала честь в первых крупных официальных соревнованиях опробовать тетиву «уктусского лука».

И 18-летний паренек с берегов Невы оправдывает ожидания уральцев – он летит на 73,5 метров. Зрители, среди которых немало и создателей трамплина, остаются довольны. Тетива сработала славно. Но кто же сможет натянуть ее еще более сильной рукой.

Но вот старт принимает лидер свердловчан – Валерий Емельянов. Этот складный симпатичный паренек давно полюбился болельщикам. Взгляды тысяч людей с надеждой устремлены вверх, к вышке трамплина. На мгновение там вспыхивает флажок стартера, а вслед за этим на лыжне появляется падающая собранная фигура Емельянова. Мгновение, и спортсмен бросает тело вперед, он почти касается грудью носков лыж. Очень важные элементы выполнены успешно. И когда с характерным щелчком лыжи уральца касаются снежной груди трамплина на отметки 78,5 метра, Уктусские горы вздрагивают от аплодисментов! В 11,5 бала оценивают прыжок лучшие знатоки этого мужественного вида спорта» [4] .
70-метровый трамплин на Уктусе. Фото с сайта 1723.ru
Сейчас этого трамплина не существует, он был демонтирован в целях безопасности.


Автор: Евгенией Бурденков
Источники:
[1] Новый трамплин на Уктусе // «Вечерний Свердловск», 22.09.1964
[2] Выше Уктусских гор // «Вечерний Свердловск», 30.07.1965
[3] С. Пономарев. Портные большого трамплина // «Вечерний Свердловск», 26.01.1966
[4] C. Пономарев. Сюрпризы «Уктусского лука» // «Вечерний Свердловск», 9.03.1966
Другие материалы о жизни в городе