Свердловский авиаотряд

c 12 апреля

Музей истории Екатеринбурга
ул. Карла Либкнехта, 26
Совместная выставка Музея истории Екатеринбурга и Музея авиакомпании «Уральские авиалинии» в рамках проекта «Екатеринбург – город семи районов»
История гражданского воздушного флота в нашей стране началась с постановления Совета Труда и Обороны от 9 февраля 1923 года «О возложении надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». В том же году приступили к оборудованию посадочной полосы в районе Уктусского тракта, где вскоре возник первый свердловский аэропорт.

Строительство второго аэродрома Свердловска, получившего впоследствии название Кольцово, началось в 1928 году в Арамильском районе. Аэродром первоначально предназначался для военно-воздушных сил. В 1932 году, когда строительство было закончено, на постоянное базирование в Кольцово прибыли военные самолеты 42-го отдельного авиаотряда из Казани и 33-го отдельный авиаотряд из Самары.
Бригада оперативного обслуживания самолета ЛИ-2. СССР, 1945-1957 гг.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на аэродроме разместился Научно-исследовательский институт ВВС РККА, испытывавший реактивный истребитель Би-1. Через Кольцово пролегала воздушная магистраль «Москва – Уэлькаль», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу.

В 1943 году в соответствии с приказом ВВС РККА № 0125 началась совместная эксплуатация аэродрома Военно-воздушными силами и гражданской авиацией. На аэродром прибыл 3-й авиационно-транспортный отряд, ставший первым подразделением гражданского воздушного флота и организатором летной службы в Кольцово. Основным самолетом авиапарка отряда в ту пору был Ли-2.

В 1948 году в связи с ростом перевозок в аэропорту Кольцово дополнительно организуется 17-й авиационно-транспортный отряд. Еще через четыре года летная служба аэропорта была реорганизована, и в результате слияния 3-го и 17-го авиаотрядов образован 120-й авиационный отряд.
В начале 1950-х годов в Кольцово была проведена реконструкция летного поля аэродрома, построены первый капитальный ангар для технического обслуживания самолетов и новое здание аэровокзала. В 1956 году 120-м авиаотрядом началось освоение самолета Ил-12, а в 1959 – Ил-18. В 1959 году в свердловский авиационный отряд был впервые объявлен набор бортпроводников.

1 января 1963 года на базе аэропорта, 120-го авиаотряда, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских и других наземных служб образовано единое авиапредприятие – Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации.

В 1960-е годы Свердловский объединенный авиаотряд начал эксплуатацию самолетов Ту-104, Ан-12, Ан-24, а его 120-й летный отряд стал лидером в «Аэрофлоте». В 1969 году летная служба Свердловского авиапредприятия была разделена на два летных отряда: 120-й и 318-й. В это же время летчики Кольцово впервые совершили международные рейсы с целью оказания «интернациональной помощи».
Самолет Ил-12 перед зданием аэровокала Кольцово. 1950-1960-е гг.
В 1970-е годы Свердловское авиапредприятие освоило самолеты Як-40 и Ту-154. В 1986 году в строй была введена вторая взлетно-посадочная полоса, позволившая принять первый широкофюзеляжный самолет Ил-86.

После распада СССР, в 1991 году Свердловский объеденный авиаотряд был преобразован в Первое свердловское государственное авиапредприятие, а в 1993 году произошло разделение авиапредприятия на авиакомпанию «Уральские авиалинии» и аэропорт «Кольцово». Авиакомпания «Уральские авиалинии», во главе которой встал командир Свердловского объединенного авиаотряда С. Н. Скуратов, сохранила за собой парк машин, технические службы, лучшие кадры, многолетний профессиональный опыт и традиции Свердловского авиаотряда.
Другие выставки проекта