Вспоминая в этих интервью годы, проведенные на Уралхиммаше, все ветераны отмечают, что трудились в удовольствие, с большим интересом и азартом. Не меньше радости им приносили и нерабочие активности – участие в кружках по интересам, соревнованиях, спортивных мероприятиях. Завод, отражая модель патерналистского государства, предоставлял своим сотрудникам все возможное разнообразие профессиональных и социальных ролей. Столь много обсуждаемая сегодня профессиональная мобильность реализовывалась тоже внутри предприятия – люди переходили из цеха в цех, из отдела в отдел, наращивая компетенции и меняя обстановку. И за пределами стен завода все тоже было связано с ним – именно он формировал инфраструктуру и смысловые центры микрорайона Химмаш.
Казалось бы, у людей, однажды попавших на завод, особенно не было альтернативы, но парадокс в том, что устройство заводской жизни вплоть до начала 1990-х годов позволяло найти альтернативу внутри себя. Так завод и становился домом, рабочие места украшались комнатными растениями, трогательными календарями и вырезками из газет и журналов, наслаивающихся друг на друга и образуя своеобразный палимпсест. В проекте целый блок фотографий фиксирует эти способы придать заводу-гиганту человеческий масштаб и отсылает к более ранней серии Телкова «Гуманизация пространства». Эти снимки становятся как бы «оборотной стороной» образов великих достижений, поднятых грузов, решенных задач и выданных объемов продукции. Они говорят о безыскусном и порой визуально неловком стремлении к уюту, комфорту и ощущению безопасности.
Окидывая взглядом советское прошлое из точки «сегодня», не обязательно ностальгировать и очаровываться (тем более, что порой это сложно или совсем невозможно), но важно признавать, что это прошлое дало людей невероятно верных себе и своим ценностям, способных «идти уверенно вперед и не уставать». И в широком смысле проект «Жизнь заводу» вовсе не о заводе, а о неотступной верности себе.
Дарья Костина, куратор