С приближением 300-летнего юбилея в Екатеринбурге все громче и громче звучат споры вокруг символа города, его бренда. За почетное звание «визитной карточки» борются: Павел Бажов и группа Чайф; Храм-на-Крови и Ельцин-центр; гостиница «Исеть», бизнес-центр «Высоцкий» и пр. Между тем, большую часть XX века эта проблема горожанам была незнакома, поскольку с ролью визуального символа столицы Урала, тиражируемого на значках, почтовых конвертах, медалях и прочих носителях прекрасно справлялся памятник Якову Михайловичу Свердлову. Однако, какой попало памятник столь мощным брендом вряд ли мог стать, о чем и свидетельствует история его создания.
При разработке генерального плана «Большой Свердловск» объектом самого пристального внимания архитекторов стала Театральная площадь. Она была определена в качестве нового делового центра города и получила новое название – Площадь Парижской Коммуны – в духе интернационализма, декларируемого советской властью в те годы. В центре площади был поставлен временный памятник парижским коммунарам. Гипсовая скульптура вскоре разрушилась, а на ее месте решили установить монумент Якову Михайловичу Свердлову - в знак уважения к памяти председателя ВЦИК (верховного органа власти Советского государства). Заседание партийного и советского актива, на котором было вынесено это предложение, состоялось в марте 1923 года, а открытие предполагалось уже в мае 1924-го. Материалом будущего произведения стали мрамор или гранит – для постамента, бронза или чугун – для скульптуры.
Проект памятника предполагалось выбрать в ходе конкурса, по условиям которого в скульптуре должны быть запечатлены портретные черты Свердлова и ярко выражен характер его личности: убежденного, сильного, непреклонного организатора и борца за рабочее дело. Все проекты выставлялись в клубе им. Вайнера, среди них можно было увидеть даже работы В. Мухиной, И. Фомина, Л. Руднева. Однако ни один проект не был одобрен. Потом комиссия пыталась привлечь местного скульптора Шерлаимова, но его работа также оказалась неудачной.
Комиссию расформировали. В новый состав вошли представители Горсовета, Облисполкома. В это же время завод «Красный выборжец» предложил взять на себя работу по изготовлению памятника. В конце 1925 года был заключен договор с заводом, и лепка фигуры поручалась работающему на «Красном выборжце» скульптору – академику архитектуры Михаилу Харламову и архитектору Сигизмунду Домбровскому, а отливка – самому предприятию.
Было подготовлено 3 варианта статуи. Их осмотрела комиссия и одобрила первый вариант. Статую было решено отливать в бронзе. На сооружение монумента было собрано почти 200 тысяч рублей народных денег.
Бронзовая фигура Свердлова (высота 3,93 метра) была установлена на скале из серого шарташского гранита (общая высота – 5,2 метра). Для Свердлова, как страстного оратора, характерен энергичный жест правой руки и движение фигуры вперед. На памятнике высечена надпись:
Торжественное открытие монумента состоялось 15 июля 1927 года, в восьмую годовщину освобождения Екатеринбурга от войск Колчака.
Посетители выставки увидят куртку, которая принадлежала рабочему ВИЗа и послужила образцом одежды при создании памятника Я. М. Свердлову и многочисленные памятные сувениры, которые изготавливали предприятия Свердловска. Основу экспозиции составляет уникальная коллекция фотооткрыток и фотографий, памятных медалей и значков из собраний Музея и частных архивов Геннадия Ивановича Комкова.