Уралмаш

исторический лонгрид
Этот материал подготовлен на основе рукописи Виктора Николаевича Анфимова «Соцгород Уралмаш». Он приехал молодым человеком на строящийся Уральский завод тяжелого машиностроения в 1929 году и поступил в проектный отдел Уралмашиностроя. Позже он продолжил работу в Управлении капительного строительства Уралмаша – вплоть до выхода на пенсию. В рукописи Анфимов подробно описывает застройку соцгорода с 1929 по 1975 годы.
Виктор Николаевич Анфимов
В 1920-е годы с целью интенсификации промышленности планировалось создание Урало-Кузбасского комбината. Основой этого комбината должны были стать два крупных металлургических предприятия – на Южном Урале и в Сибири. В этой схеме Свердловск становился центром машиностроительного производства. Здесь было решено построить крупнейший Уральский завод тяжелого машиностроения.

Интересно, что завод в Свердловске начали строить еще в 1926 году без санкции центральных органов. Инициативу взяли на себя секретарь Уралобкома ВКП(б) Даниил Сулимов и председатель Уральского областного совета народного хозяйства Филипп Локацков. Первую техническую документацию подготовило Уралпроектбюро. И только через год, в 1927 году Союз труда и обороны принял окончательное решение о размещении в Свердловске завода-гиганта. Начальником строительства был назначен Александр Петрович Банников, главным инженером – Владимир Федорович Фидлер.

Александр Петрович Банников.
Музей истории Уралмашзавода
20 октября 1927 года, согласно земельной записи Свердловского округа Уральской области, для строительства завода было отведено 1748 гектаров земли. В самом начале планировалось построить небольшой завод, поэтому и соцгород Уралмаша предполагалось построить в расчете всего на 11 тысяч человек.

Но планы постоянно менялись (в сторону увеличения). За то, как будет выглядеть соцгород, отвечал проектный отдел Уралмашиностроя, возглавляемый талантливым архитектором Петром Васильевичем Оранским.
Именно он наметил, что жилая часть завода расположится к северу от заводской площадки, так как в этом районе господствовали западные ветра. Вся территория соцгорода была поделена на кварталы размером 290*250 метров, каждый из которых получил свое имя-номер. До сих пор некоторые кварталы Уралмаша сохранили свои очертания – в том виде, как их распланировали работники проектного отдела Уралмашиностроя. Между кварталами, согласно нормам того времени, выделялись улицы шириной 25 метров.
Проектный отдел Уралмаша. П. В. Оранский по центру.
Музей истории Уралмашзавода
Если говорить об общей структуре соцгорода, то с юга на север от проходной устремлялась Осевая улица (в будущем ул. Сталина, пр. Орджоникидзе). Также от проходной вглубь жилой зоны шли еще две главных улицы – Ильича и Культуры. Улица Машиностроителей вместе с зеленой зоной выступала как бы санитарным щитом между заводской площадкой и соцгородом.
Ул. Ильича.
Музей истории Уралмашзавода
Оранским же была распланирована большая площадь Первой Пятилетки. Здесь находились центральные проходные и сходились главные улицы города – Осевая, Ильича, Культуры и Машиностроителей.

Ближайшие к площади кварталы планировалось застроить добротными благоустроенными кирпичными домами, за ними – рублеными деревянными и на окраинах – каркасными.

Генплан соцгорода Уралмаш. 1933.
Музей истории Уралмашзавода
В районе улиц Культуры и 22 Партсъезда предполагался общественный центр соцгорода. Здесь собирались выстроить клуб, кинотеатр, школы, поликлинику, машиностроительный институт.

Помимо общей планировки соцгорода, П. В. Оранский детально разрабатывал проекты домов, жилую ячейку в разных вариантах – в зависимости от количества членов семьи и материала стен дома. Потом планы этих ячеек утверждались в Москве и становились основой для проектирования рубленых, каркасных и кирпичных домов.

Непосредственно строительством Уралмаша руководил строительный отдел Уралмашиностроя, который разместился в бревенчатом доме по ул. Садовой, 20 (сейчас – Кировградской). Руководил отделом Илларион Константинович Захаров.
В самом начале строительства соцгорода Уралмашзавода рабочие были вынуждены жить в небольших землянках, которые сами же и сооружали. Большинство из них расположились в районе современных улицы Красных Партизан, на месте домов №№ 6 и 8. Эти землянки представляли из себя двухскатные шалаши, крыши которых были смазаны глиной и покрыты землей и дерном. Размер временного жилища был небольшой: 4*5 м. В таком шалаше обычно жила семья из 3-6 человек. Освещалось помещение днем из небольшого окна, а вечером 7-линейной керосиновой лампой или фонарем «летучая мышь». Рядом с землянкой обычно располагалось стойло для лошади и стог сена. Вот такое хозяйство было у первых строителей Уралмаша.

К 1931 году землянки были снесены.
Землянки первых строителей Уралмаша.
Музей истории Уралмашзавода
К 1929 году возник барачный поселок, который позже приобрел название «Рабочий». Располагался он западнее центральной проходной. Всего в состав поселка входило 64 барака. Каждый из них представлял собой временные каркасные здания размером 60*10 метров из нестроганых и необрезных досок. Для утепления использовалась засыпка из опилок. Внутри изначально не было никаких удобств: никаких перегородок, ни внутренней штукатурки. По всей территории барака были расставлены деревянные топчаны. В Рабочем поселке также действовал магазин «Церабкоп» и баня. В 1936-1937 годах все бараки были оштукатурены снаружи.
Рабочий поселок.
Музей истории Уралмашзавода
В 1929 году начали возводить рубленые двухэтажные дома. Самыми первыми были дома №№ 14 и 16 по улице Калинина. Всего к лету 1929 года было построено 20 подобных зданий. В основном все они концентрировались вдоль ул. Садовой (сейчас – Кировградской) и Уральский пролетарий (Авангардной). Некоторые из них до сих пор сохранились.
Рубленый дом на ул. Садовой (Кировоградской).
Музей истории Уралмашзавода
Изначально такие дома строились на 8 квартир с печным отоплением, большой кухней, теплым туалетом, столовой и большой прихожей с высотой потолков до 3 метров. В. Н. Анфимов указывает что в этих домах использовались «тяжелые конструкции с неоправданным большим запасом прочности». Вот поэтому эти дома до сих пор выглядят гораздо основательнее, чем некоторые более поздние постройки из дерева.

Каждый такой дом строила одна бригада. В. Н. Анфимов упоминает бригады Н. А. Чегодаева и Н. Ф. Снякаяева. Строители рубили лес, обрабатывали бревна, доводя каждое вручную до диаметра 22 см. Потом каждое бревно укладывалось в венец. Все углы соединялись шведской рубкой. Пространство между бревнами прокладывалось паклей. Про строительстве этих домов никакой механизации не было. Все делалось руками.

Следующим шагом для проектировщиков Уралмашиностроя стало возведение домов из кирпича. В 1931 году уже работал местный кирпичный завод, но его продукция почти полностью уходила на заводскую площадку. На жилищном строительстве приходилось экономить. Изначально дома по ул. Ильича планировалось построить толщиной в 2,5 кирпича. Но из-за сложившейся ситуации удалось рассчитать новую величину, предусматривающую всего 1,5 кирпича. Чтобы дома не потеряли теплостойкость, добавили прослойку с засыпкой шлаком в 6 см. Еще одно ухищрение в строительстве кирпичных домов было связано со сроками строительства.
В 1930-е годы возведение здания из кирпича укладывались в два года, так как работы проводились только в плюсовые температуры. В первый год – строился фундамент и стены, во второй – проводилась внутренняя и внешняя отделка. Уралмашевские строители и тут смогли обмануть время. Они стали проводить земляные и бетонные работы зимой, создавая над строительной площадкой так называемые «тепляки» с отопительной системой из печей, тем самым создавалась комфортная температура для всех технологических операций.

Первым домом, который был построен по этой схеме, стал дом по адресу улица Ильича, 16. Как и все остальные 4х-этажные кирпичные дома по ул. Ильича, он был подключен к электричеству, отоплению и канализации. Центральный канализационный коллектор Уралмаша был проложен по улице Ильича: сточные воды самотеком попадали в отстойник «Эмшер», который располагался на пересечении с Уральских рабочих, а уже оттуда – в речку Калиновку.
Строительство кирпичных домов.
Музей истории Уралмашзавода
Белая башня. 1930-е годы.
Музей истории Уралмашзавода
Уралмашевский водопровод строил специально сформированный отдел на Урамашинострое. Изначально был приглашен профессор М. О. Клер, который предложил использовать для водоснабжения завода и будущего соцгорода озеро Шувакиш. Для этого на берегах озера были пробурены скважины и поставлены насосы, которые качали воду на самую высокую точку соцгорода в водонапорную башню – знаменитую «Белую башню», построенную по проекту Вениамина Моисеевича Рейшера. Оттуда вода самотеком поступала во все точки завода и поселка. Само это здание уникально и интересно как инженерное сооружение. Во-первых, оно почти полностью выполнено из бетона, во-вторых, внутри нее разместился сварной бак. Для современников, безусловно, оно выглядело необычно, они привыкли видеть водонапорные башни с мошной основой, а тут – небольшие элегантные колонны, подпирающие всю конструкцию. Интересно, что во время испытаний прорвало днище бака. Пришлось дорабатывать проект и делать бак частично из железобетона.
Скажем пару слов об отоплении. Тепло построенной ТЭЦ использовалось в начале 1930-х годов для заводских нужд. Для того, чтобы отапливать вновь построенные кирпичные здания, нужно было возвести котельную, что и сделали в части здания по улице Ильича, 1. Сюда поступала вода по магистрали, проложенной по улице Культуры из Белой башни. Были установлены 6 котлов со списанных пароходов и паровозов, циркуляционные насосы и 40-метровая дымоходная труба. От котельной проложили систему труб во все кирпичные дома по улице Ильича. Кстати, изначально горячей воды в кранах не было. Вода подавалась техническая и предназначалась исключительно для отопления. Подогревали ее в особых водогрейных колонках, работавших на дровах.
Котельная. 1930-е годы.
Музей истории Уралмашзавода
Но строительство кирпичных домов было очень трудоемким, а дефицит квадратных метров на Уралмашинострое – катастрофическим. Нужно было срочно решать вопрос. На помощь пришла технология возведения каркасно-засыпных домов. Что это такое? Это двухэтажный деревянный каркасный дом с засыпными стенами (толщиной в 13 см из опилок, гашеной извести и алебастра), обшитый необрезными досками с внешней и внутренней штукатуркой.
В индустрии возведения каркасных домов был задействован лесозавод, изготовлявший большинство деталей для этой конструкции. Большинство таких домиков было построено вдоль улиц Стахановской, Индустрии, 40 лет Октября, Уральских рабочих. Всего до 1933 года возвели около 150 подобных домов. На самом деле, большинство уралмашевцев получили жилье именно в таких домах и проживали в них вплоть до 1950-1960-х, а то и 1970-х годов, когда жильцов стали переселять в капитальное благоустроенное жилье.
Строительство каркасно-засыпных домов. 1930.
Музей истории Уралмашзавода
В качестве эксперимента на Уралмаше были возведены так называемые щитовые дома, производимые из строительных деталей, полностью выполненных на лесозаводе. Каркас собирался из бруса, к нему крепились стеновые щиты, отепленные термолитом, с установленными оконными переплетами. Ну чем не панельное строительство? Всего было построено 16 домов на 12 квартир каждый на площадке между улицами 40 лет Октября, Калинина и Победы.
Щитовые дома по ул. Молотова (ул. 40-летия Октября).
Музей истории Уралмашзавода
Вообще соцгород Уралмаш был площадкой для различных строительных экспериментов. Так, в 1932 году из Московского института норм и стандартов прислали проект 3х-этажного дома «Иннорс» на 18 квартир. В деревянный каркас вставлялись плиты из камышита или фибролита, обработанные магензиальным цементом. Такие здания были менее пожароопасны, но оказались достаточно холодными для Урала.
Дома «Иннорс» по улице Уральских Рабочих.
Музей истории Уралмашзавода
Еще одним вариантом получить жилье на Уралмаше было поступить в кооператив «Новатор». Он построил двадцать 12-квартирных двухэтажных деревянных дома по улице Ильича, от Калинина до Уральских Рабочих.

На улице Садовой функционировало пожарное депо с тремя воротами на 4 конных хода и наблюдательная вышка. В составе пожарной части имелось 2 пожарных насоса и 4 бочки на конном ходу. Интересно, что в 1930-е годы, по сведениям В. Н. Анфимова, пожарные никогда не выезжали в Рабочий поселок. Хотя риск возникновения пожара в барачном хозяйстве был очень высок, люди очень осторожно обращались с огнем.

Пожарное депо.
Музей истории Уралмашзавода
На площади Первой Пятилетки до официального открытия завода появляются центральные проходные, заводская лаборатория. На улице 22 партсъезда возводятся баня и кинотеатр «Темп». Во время строительства последнего произошел казус. Его стены были сложены из экспериментального строительного материала – бесцементного кирпича, экспериментальным же способом в зимнее время. Раствор не схватился, и здание «поплыло». В итоге в зрительном зале была установлена тепловая печь «Дайба», с помощью которой прогрели здание, и раствор наконец схватился. Первым директором кинотеатра был Иван Петрович Силин. Он организовал показ не только немых фильмов, но и звуковых. Для этого кинотеатр реконструировали, и в 1932 году в «Темпе» демонстрировалось первое звуковое кино в Свердловске – «Путевка в жизнь». Перед сеансами зрители развлекали артисты и джаз-оркестр. В 1930-е годы уралмашевский кинотеатр считался одним из лучшим в Свердловске.
Кинотеатр «Темп».
Музей истории Уралмашзавода
Во второй пятилетке темпы строительства жилья сильно просели. Поэтому с 1936 года заводским начальством стало поощряться индивидуальное строительство. Горсовет отводил участки к северу от улицы Бакинских комиссаров. Здесь строились добротные рубленые дома. К 1940-му году таких домов стало около сотни. Завод всеми силами помогал индивидуальным строителям: отпускал материалы, выдавал ссуды.

«Уральский рабочий», 27 апреля 1940
В 1931 году на пересечении улиц Индустрии и Калинина был построен цирк. Здесь выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, дрессированные животные, канатоходцы и постоянный клоун, борцы Ян Цыган, Мортон. Цирк простоял около 8 лет, но быстро пришел в негодность, и его пришлось разобрать.

Помимо массового строительства жилья, уралмашевцы подумали и об озеленении территории соцгорода. Для этого был сохранен от вырубки небольшой лесной массив между улицами Машиностроителей, Кировградской и Красных Борцов. Навели там порядок, убрали мусор, поставили скамейки и сцену. В итоге получился небольшой сквер – «Летний сад Уралмаша». На улице Победы был создан свой питомник, который возглавил садовод-энтузиаст А. Б. Лузин.
Здесь он смог вырастить дубы, которые в 20-летнем возрасте пересадили на улицах Орджоникидзе и Кировградскую. В питомнике также выращивали лиственницу, рябину, ясень, американский клен, черемуху моака, каштан (но он не прижился). Помимо этого, в питомнике создавались участки кустарниковых цветущих растений – кремового и розового шиповника, жимолости, боярышника, акации. Внутри квартала, образуемого улицами Индустрии – Калинина – Стахановской – Кировградской, организовали участок для выращивания цветов. Разведением цветов занимались супруги Чужанкины. Цветы шли не только озеленение Уралмаша, но и на продажу. Как пишет В. Н. Анфимов, «ни в одном районе Свердловска не было такого обилия зеленого убранства, умножающегося с каждым годом».
Летний сад Уралмаша.
Музей истории Уралмашзавода
Перед самым вводом в эксплуатацию завода зимой 1932-1933 годов была построена хорошая благоустроенная баня на 400 мест. Для ее функционирования выстроили котельную на 3 котла, топливом для которой служил опил из близлежащего лесозавода. Его привозили по специально проложенной узкоколейке. По мнению В. Н. Анфимова, это была лучшая баня в Свердловске.

Для обеспечения питанием рабочих Уралмаша была задумана фабрика-кухня, которую построили на ул. Культуры. В его структуру входили мясной и рыбный цех, зал для приготовления первых блюд. Но в скором времени оказалось, что организация питания рабочих по цехам гораздо эффективнее, и здание торгового корпуса фабрики-кухни значительно перестроили. Сначала это было Дом инженерно-технических работников, а потом общезаводской дворец культуры.
Клуб им. Сталина.
Музей истории Уралмашзавода
В начале 1930-х годов уралмашевцы взялись за строительство детских учреждений. Так, в 1933 году было построено здание для школы № 146 на пересечении улицы Красных Партизан и Банникова. Строители спешили и многое не успели: не был построен физкультурный зал. Лишь к 1940-му году здание было полностью достроено и передано школе №22.

В 1932 году на улице Краснознаменной появились каменные корпуса детского сада и яслей причудливой архитектуры.

К году пуска завода в соцгороде уже было построено 68 кирпичных домов, 62 рубленых, 116 домов каркасных и 164 барака. К этому времени в эксплуатацию было введено 192 000 кв. м. жилплощади и проживало около 21 тысячи человек.
Брусковые дома.
Музей истории Уралмашзавода
После ввода в эксплуатацию Уральского завода тяжелого машиностроения, темпы строительства жилья упали, хотя на Уралмаше на каждого жителя приходилось около 4 кв. метров. Наследнику проектного отдела Уралмашиностроя, Управлению капитального строительства УЗТМ, приходилось придумывать что-то новое. В 1933-1934 гг. был разработан проект двухэтажного 12-квартирного дома из бруса. Это стало возможно благодаря работе лесозавода, массово производившего брус сечением 14*18см. Такой дом мог возводится в достаточно короткие сроки – около месяца. Это гораздо быстрее, чем рубленый дом (4 месяца). В последующем, во второй половине 1930-х годов, была сделана ставка на строительство домов из бруса. Они появились вдоль улиц Кузнецова, 40-летия Октября.
В 1935 году началась застройка квартала №47 – будущего «Дворянского гнезда» (участок на пересечении улиц Культуры, Красных Партизан, Банникова). Здесь было решено строить «дома повышенного качества работ». Здания этого квартала отличались более детальной проработкой фасадов, здесь впервые на Уралмаше для отделки здания использовалась цветная штукатурка, рецепт которой создали в строительной лаборатории УЗТМ по руководством В. А. Ногина. Какие еще преимущества отличали этот «элитный» жилищный комплекс? Хорошая планировка, высокие потолки, удобная кухня, вентиляция, эффектные детали в виде лепных карнизов, ограждений из чугунного литья, бетонных ступеней с мраморной крошкой.

В общем, все по высшему классу.
Для внутренней отделки квартир была создана специальная мастерская под руководством Михаила Осиповича Новаковского, в которой заготовлялись орнаменты, карнизы. В доме №1 по улице Красных Партизан был открыт магазин «Гастроном». Этот дом имел как коммунальное жилье, так и полноценные квартиры. А вот №3 – уже полностью «квартирный по этажам». С точки зрения инженерии эти здания отличались тем, что их подвалы были перекрыты железобетонными плитами.
Дом по ул. Культуры.
Музей истории Уралмашзавода
Благодаря изменениям общих тенденций в архитектуре, на Уралмаше во второй половине 1930-х годов здания проектировались в стилистике сталинского ампира. В 1937 году на площади Первой Пятилетки появилась гостиница «Мадрид», возведенная по проекту архитекторов Оранского и Безрукова. Название «Мадрид» долгое время было неофициальное. Его присвоили на волне революционных событий, охвативших Испанию в конце 1930-х гг. и вызывавших горячее сочувствие в СССР.

Гостиница «Мадрид».
Музей истории Уралмашзавода
До войны площадь Первой Пятилетки получила окончательное оформление: построили заводоуправление, Дом техучебы. По улице Орджоникидзе, 12 возводится дом-«пила» из бесцементных кирпичей. В плане оно выглядело в виде зубьев пилы. В 1932 году перед проходной появился еще очень важный объект – усыпальница-мавзолей А. П. Банникова и В. Ф. Фидлера, директора и главного инженера Уралмашиностроя, умерших в один год – в 1932-м. Но после признания Фидлера виновником пожара на кузнечно-прессовом цехе, случившимся уже после его смерти, его прах в 1933 году был убран из мемориала.

В начале 1950-х годов мраморную усыпальницу Банникова разобрали – сразу после того, как было принято решение о создании первого в Союзе монумента в честь Серго Орджоникидзе. В нескольких метрах от здания центральной заводской лаборатории был установлен скромный обелиск со скульптурным изображением «первостроителя» УЗТМ, сюда же была перенесена урна с прахом Александра Банникова, нахождение которой сегодня – вопрос дискуссионный.
Усыпальница В. Ф. Фидлера и А. П. Банникова.
Музей истории Уралмашзавода
Важным достижением соцгорода Уралмаш стало строительство школ. В это время были закончены 6 общеобразовательных школ: №№ 16, 22, 77, 68, 79. Интересно, что здания для них предусматривали серьезную инфраструктуру. Так, во многих из них были смонтированы санпропускники, ванные, кухни, устройства водопровода, канализации, горячее водоснабжение, перекрытия над подвалами сделаны железобетонными. По мнению В. Н. Анфимова, это делалось в расчете на будущую войну, так эти здания можно было легко переоборудовать для госпиталей, что и случилось.

В 1936 году появился спортивный центр Уралмаша – стадион на 10 тысяч человек. Здесь функционировало футбольное поле, беговые дорожки.
Стадион «Авангард».
Музей истории Уралмашзавода
К концу 1940 года в соцгороде эксплуатировалось 486 зданий, из них 53 каменных дома, 146 рубленых, 125 каркасных домов, 160 бараков с общей площадью 277, 7 тыс. кв. метров. Площадь соцгорода достигла 15 тыс. кв. километров. Население Уралмаша насчитывало более 42 тыс. человек.
40-е годы
Перед самой войной Уралмаш организовал новое экспериментальное строительство. Решили строить небольшие двухэтажные кирпичные дома. Для этого на улице 22 партсъезда была отведена площадка. К началу войну успели соорудить коробку здания № 5а. Но отделку так и не смогли провести: началась война. Здание ввели в эксплуатацию только в 1945 году. В будущем именно проект этого дома был взят за основу для массового строительства во второй половине 1940-х.
Во время войны все капитальные строительные работы были прекращены. Возводились только временные сооружения. Все усилия были брошены на размещение эвакуированных. Первые семьи приехали из Краматорска: их было решено поселить на 15-м километре лесовозной ветки, для чего там построили два барака. Эвакуированных с Ижорского завода привезли железнодорожным транспортом прямо на улицу Культуры и разместили в подвалах «Дворянского гнезда». Но всех расселить в существующем жилом фонде было невозможно.

Поэтому директор завода Б. Г. Музруков принял решение строить бараки вдоль улицы Культуры, от Красных Партизан до водонапорной башни. Всего удалось возвести около 100 бараков. Но и этого не хватало. В это время В. Н. Анфимов предложил использовать мансардный этаж брусковых 12-квартирных зданий. Он разработал проект переоборудования чердачных помещений под квартиры. Проект согласовали, и это дало для соцгорода около 200 дополнительных помещений для жилья.
Бараки на улице Культуры, 1942.
Музей истории Уралмашзавода
Помимо этого, Уралмашу был передан ряд домов в центре Свердловска по улицам Ленина, Энгельса, Толмачева и Челюскинцев – всего 30 домов.

Не прекращалось и строительство индивидуальных домов. Это было сложно в условиях войны, но все-таки какое-то количество людей смогли решить квартирный вопрос. Завод помогал, как мог. Прежде всего, администрация завода освобождала индивидуальных застройщиков от работы в цехах. Помимо этого, Уралмашем выдавались ссуды, материалы, инструменты, дополнительное питание, автотранспорт для перевозки сруба. При этом УЖКХ завода изготовляло почти все столярные изделия: оконные переплеты, двери, косяки.

Еще до войны удалось выстроить коробку 100-квартирного дома по ул. Орджоникидзе, который завершал архитектурный ансамбль «Дворянского гнезда». Но отделку завершить не успели, поэтому здание ждало лучших времен. А это свыше 4200 кв. метров.
И в 1942 году, несмотря на тяжелейший дефицит рабочих рук, Б. Г. Музруков принял решение о достройке этого стоквартирного дома. Сначала произвели остекление. Для этого В. Н. Анфимов выезжал на стекольный завод в г. Бор в пригороде Горького. Потом набрали полы, построили перегородки.

Стоквартирный дом.
Музей истории Уралмашзавода
Попытались провести тепло от заводской ТЭЦ, но ее мощности не хватало. Поэтому обустроили небольшие временные очаги прямо в квартирах. Температура в здании поднялась до необходимых значений, что позволило провести отделочные и малярные работы.В итоге стоквартирный дом стал более или менее пригоден для проживания, и в конце 1942 года сюда заехали первые жильцы… Внешней штукатурки и балконов так и не появилось вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

В 1943 году на территории Уралмаша проживало около 75 тысяч человек (в 1940 г. – 46 тыс.). В 1945 году было построено около 10 бараков. В 1946 году рядом с водонапорной башней появились одноэтажные брусчатые бараки коридорной системы, но улучшенной конструкции с водопроводом и канализацией. Здесь была общая кухня, комната для стирки белья с котлом для приготовления горячей воды и кипячения белья.

С 1946 года возобновилось капитальное строительство. На улице Ломоносова под № 14 был построен первый двухэтажный дом. Материалом для стен послужили шлакоблочные камни размером 20*20*40 см. Шлакоблок стал основным строительным материалом на ближайшие 5 лет. Это определило невысокую этажность возводимых зданий – 2-3 этажа. Несмотря на это квартиры были сравнительно удобные и светлые. Но темпы возведения жилья были далеко не идеальными, поэтому 1940-1950-е годы обозначились большим дефицитом квадратных метров в соцгороде. Связано это было с продолжающимся ростом населения Уралмаша и необходимостью постепенно сносить барачный фонд. Но во второй половине 1940-х удалось снести только 36 самых ветхих бараков.

Шлакоблочные дома появились на улицах 22 партсъезда, 40-летия Октября, Ломоносова, Калинина, Бакинских комиссаров.

К 1950 году в соцгороде насчитывалось 742 здания, из которых каменных – 126, рубленых – 169, каркасных – 172 и бараков – 275.
Строительство на Уралмаше первых шлакоблочных домов.
Музей истории Уралмашзавода
1950-Е ГОДЫ
В 1950-е годы наметился тренд на уничтожение бараков. Надо было интенсифицировать строительство капитального жилого фонда. С 1950 года впервые строят 3-4х этажные дома по улицам Кировградской, Орджоникидзе, Фестивальной. С 1954 года возводятся 5-ти этажные жилые здания. Наконец-то приобретает парадный вид улица Сталина (Орджоникидзе с 1961 года), практически незастроенная в довоенное время. Образцом застройки в стилистике сталинского ампира можно считать квартал, образуемый улицами Орджоникидзе, Кировградская и Стахановская.

Здесь было построено 5 пятиэтажных жилых зданий. Одним из самых представительных стал так называемый «Новый гастроном» – дом по Орджоникидзе, 10. Его возвели по проекту инженера Аверкова в 1956 году. На первом этаже разместился дом пионеров им. Островского, книжный, цветочный и продовольственный магазин. Перед центральным фасадом здания некоторое время находился памятник Островскому. В этом же квартале располагается жилой дом с кинотеатром «Знамя», выстроенный по проекту архитектора Емельянова.
Орджоникидзе, 10.
Музей истории Уралмашзавода
Памятник С. Орджоникидзе.
Музей истории Уралмашзавода
Также в 1950-е годы изменилась и северная сторона улицы Машиностроителей. Здесь возводятся одни из самых больших жилых домов в Свердловске: №№ 14 и 18.

На площади Первой Пятилетки в 1956 году устанавливается памятник Г. К. Орджоникидзе – четырехметровое бронзовое изваяние на девятиметровом постаменте, облицованном блоками из полированного красного гранита. Торжественное открытие монумента состоялось 24 июля 1955 года. Оно было приурочено к 22-летию завода. Образ Серго Орджоникидзе, чье имя завод носил начиная с 1933 года, воплотил в бронзе скульптор Г. В. Нерода, общую композицию памятника предложил архитектор А. А. Бойко. Макет согласовывался с вдовой наркома. Монумент типичен для 1950-х годов: фронтально ориентированная коренастая, крепко сбитая фигура государственного деятеля, обращающегося к народу с высокого постамента и сопровождающего свою речь широким жестом руки. На цоколе постамента – чугунной доске с эмблемами орденов Ленина, Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, которыми награжден завод (на момент 1955 года – с тех пор прибавилось еще 8 орденов), – воспроизведены слова из речи.

Г. К. Орджоникидзе на собрании актива Уралмашзавода: «Ваш завод занимал особое место и особое положение в нашей стране». Именно отсюда – с трибуны памятника – выступали почетные зарубежные гости, такие как Фидель Кастро и Иосип Броз Тито, посещавшие УЗТМ.
С 1957 года Уралмаш один из первых начал возводить дома методом «самстрой». Заводские цеха получали земельные участки, где они своими силами должны были построить жилье.

УКС завода выделял старшего, который руководит всеми работами на строительной площадке.
Все, кто хотел получить квартиру, отрабатывали определенное количество дней. Первые самстроевские дома построили по улице Кировградской. Весь процесс строительства курировал директор Уралмашзавода – Георгий Николаевич Глебовский. Он еженедельно приезжал на место, чтобы контролировать, как проходят работы. Именно он настоял на пересмотре этажности возводимых зданий. Изначально предполагались, что это будут двухэтажные дома. Но в итоге проект доработали до трех этажей.
Самстрой по улице Кировградской.
Музей истории Уралмашзавода
С 1958 года на Уралмаш пришло индустриальное домостроение. Появились крупноблочные, а с 1959 года и крупнопанельные дома. Именно они смогли полностью решить проблему дефицита жилья на Уралмаше. Первые здания получались с большими недочетами. Например, заполнение стыков панелей быстро разрушалось, и щели зачастую становились сквозными. Шумоизоляция таких строений также оставляла желать лучшего. Все накладывалось на очень неудобную планировку квартир. Но были и плюсы. Каждая семья получала отдельную квартиру, в таких домах не было коммунального жилья. Крупнопанельные и крупноблочные жилые здания возводились достаточно быстро, и каждое их новое поколение становилось чуть удобнее и практичнее в эксплуатации.

Первые крупноблочные и крупнопанельные дома появились на парадной улице Культуры – от улицы Красных Партизан на месте бывшего барачного поселка.
Снос бараков и строительство первых крупнопанельных домов по улице Культуры.
Музей истории Уралмашзавода
На 1960 год в соцгороде Уралмашзавода – 522 т. кв. м. жилой площади, всего 835 зданий: из них каменные дома – 313, каркасные и бараки – 170, рубленные – 180. Население – 89, 4 тысячи человек. Средняя площадь на 1-го проживающего 5, 84 кв. м.
1960-Е ГОДЫ
В 1960-е годы массовое жилое строительство выходит на новый уровень. Возводится крупные жилые комплексы на улицах Машиностроителей, 22 партсъезда, 40-летия Октября, Победы. В это время активно сносятся бараки (к 1975 году не осталось ни одного), а также приступили к демонтажу каркасных зданий. В 1968 году появляются первые 9-ти этажные дома по улице Донбасской.
На площади Первой Пятилетки строится НИИ Тяжмаша – заводской научно-исследовательский институт. Об этой постройке поздней поры обычно упоминают вскользь – дескать, ничего особенного, стекло-бетон-пластик – все то, что в 1964 году казалось чудом современной архитектурной мысли. Сданный в эксплуатацию в 1964 году шестиэтажный «инженерный корпус» называется журналистами «одним из самых примечательных» в Свердловске.

«Сочетание железобетона, стекла и кирпича придают ему величие и монументальность. Это впечатление еще более усиливают наружные стены-столбы и окна в виде сплошного витража. …Приятно войти в вестибюль здания. Отделка его удовлетворит самый взыскательный вкус. Тут на каждом шагу встречаешься с волшебницей-химией. Она придала полам в коридорах, холлах и во всех помещениях конструкторских бюро необычайное изящество и красоту. Полы площадью восемь тысяч квадратных метров настланы из пластиков, а точнее из поливинилхлоридных плиток. Они разных цветов – белые, серые, зеленые, голубые, розовые, черные и т. п. ».
Мемориал погибшим уралмашевцам. 1974.
Музей истории Уралмашзавода
В 1968 году здесь на площади устанавливают мемориал уралмашевцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Разработку общей композиционной идеи осуществил архитектор Геннадий Белянкин, много и плодотворно сотрудничавший с Уралмашзаводом. По воспоминаниям самого архитектора, ему была поставлена задача и легкая, и трудная одновременно.

«Памятник должен быть торжественно-монументальным и, по возможности, не похожим на кричащие и ревущие скульптурные изображения того времени. Из серии эскизов, которые я принес руководству, выбрали один: монументальная стена с рельефным изображением из черного лабрадора и плита с именами погибших уралмашевцев. Я долго бился над тем, какая надпись должна венчать бесконечный перечень имен. Наконец, опять-таки из многих вариантов, выбрали одну, которую и сегодня видим на фамильной стене: "Подвигу гордых сердец, нашим отцам, братьям и сестрам, жизнью своей отстоявшим Родину нашу. Знай, внимающий этому камню, поставил его на века Уралмаш благодарный"». (Геннадий Белянкин. «Я и город»). Рельефы на главной стеле – изображения двух стоящих и одного коленопреклоненного рабочего со склоненными в знак скорби головами под сенью флагов Победы – были созданы скульпторами И. Симоновым и В. Романовым. В специально отведенную нишу в постаменте памятника вмурована капсула с горстью земли с Мамаева кургана.
1970-1980-Е ГОДЫ
В 1970-е годы соцгород Уралмаша растет быстрыми темпами за счет застройки 9-, 12-, 16-ти этажными крупнопанельными и крупноблочными жилыми домами.

В 1981 году вводится в эксплуатацию новый дворец культуры УЗТМ. Эскизы и рабочие чертежи нового дворцы культуры выполнил Геннадий Белянкин – впоследствии главный архитектор Свердловска (1973–1996), разработчик проектов киноконцертного зала «Космос» и Дворца молодежи. Подготовленный демонстрационный макет презентовали председателю Совета министров СССР Косыгину, в ходе рабочей поездки посетившему УЗТМ в 1966 году.

Разрешение на проектирование такого большого дворца было получено. 30 марта 1968 года заложили фундамент, а строительство завершили только осенью 1981 года. Новый дворец получил адрес «Фестивальная, 12». На его площадях разместились клубные помещения и студии, кафе и ресторан, три зала – концертный зал на 1200 мест, кинозал на 470 и малый зал на 380, а также зал торжественных обрядов и «мраморный» зал, в отделке которого природный камень сочетается с другими фактурами – деревом, металлом, стеклом.

В фойе разместилось грандиозных размеров панно (общая площадь стены около 150 кв. м, длина – 35 метров), выполненное в технике холодной энкаустики ленинградскими художниками-монументалистами П. Игнатьевым, И. Ураловым, В. Махитарьянцем, В. Суховым. Пять композиций – «Первопроходец», «Мастера камня», «Семья», «Металл Урала» и «Геолог». Дворец укомплектовывался по самому высшему разряду: мебель, выписанная по «заграничным» финским каталогам, первые в городе эскалаторы, изготовленные на ленинградском заводе. Всего их было смонтировано четыре.
Строительство ДК УЗТМ
К очередному юбилею Уралмаша решено было создать образцовую, коммунистическую прогулочную зону по ул. Культуры – начинающуюся от площади и длящуюся до улицы Фестивальной, обустроив ее пирожковыми, закусочными, рюмочными, кафе-мороженым и организуя здесь регулярные праздники, от выступлений оркестров до карнавалов. В качестве строительного материала использовали камень, оставшийся от строительства дворца. Торжественное открытие приурочили к 50-летию завода, отмечавшемуся в 1983 году. Тогда же воздвигли монумент в честь 50-летия завода и заложили капсулу времени – с указанием вскрыть 15 июля 2033 года, в день 100-летия завода (ритуал ритуалом, но в силу различных обстоятельств капсула из отводившейся ей камеры исчезла).

На площади перед новым Дворцом культуры 7 мая 1985 года установили памятник Николаю Кузнецову, созданный творческим тандемом в лице архитектора Белянкина и скульптора Егорова и отлитый в 34-м цехе Уралмаша. Монументальная композиция представляет собой 12-метровую бронзовую поясную фигуру разведчика в динамичном развороте, с развивающимся знаменем за спиной, на гранитном постаменте, отделанном камнем габбро. Полунаброшенный мундир с поднятым воротником, по мысли создателей указывает на «двойную жизнь» разведчика, которую ему пришлось вести. От памятника Кузнецову начинается 25-километровая экологическая тропа. Ее открыли 27 июля 1986 года, в день 75-летия разведчика и по инициативе уралмашевского туристского клуба. По утверждениям создателей, она воспроизводит излюбленный прогулочный маршрут самого Кузнецова: проходя сквозь лес и вдоль берега озера Шувакиш, выводит к природному и археологическому памятнику – Чертову городищу, что на станции Исеть. На деревьях и столбах вдоль тропы установлены знаки с изображением звезды Героя.
Автор лонгрида
Евгений Бурденков
Редактор
Светлана Булатова
Дизайнер
Ольга Королева
При подготовке материала использованы фрагменты текстов путеводителя С. Булатовой «Уралмаш: улицы, истории, лица»
Материалы о других микрорайонах города