Проекты в области семейной истории
5 способов сделать семейную историю важной для нас
Выставочный сериал «Корневая система»
Проект посвящен историям отдельных семей города, которые живут в Екатеринбурге с дореволюционных времен. Идея проекта – показать изломы истории страны и города через истории конкретных людей одной семьи. В рамках проекта создано шесть выставок. Первая из них была посвящена истории семьи Уваровых, которая проживает в Екатеринбурга с основания города (с 1724 года). Работа с каждой семьей занимала два-три месяца – за это время совместно просматривались сохранившиеся семейные архивы и реликвии, готовился текст для экспозиции, отбирались предметы. На открытии большинства выставок присутствовал широкий круг родственников. Некоторые виделись здесь впервые. Семьи, участвовавшие в выставочном сериале, частично были предложены его партнером – Уральским генеалогическим обществом, частично были найдены в рамках других проектов музея.
Документальный спектакль «Бабушкин дом»
Екатеринбурженка Ирина Бурова поделилась с драматургом Ириной Лядовой историей своей семьи, показала альбомы и дневниковые записи из семейного архива. Из этих материалов родился спектакль.

Ирине Буровой было важно рассказать историю своей семьи, с середины XIX века проживавшей на территории Нижне-Исетского района (сейчас это Чкаловский район, рядом с Химмашем). В ее заметках обнаружились ценные приметы времени и места. Чтобы набрать материал для полноценного спектакля, драматург Дина Артемкина провела с Ириной Буровой несколько интервью и в получившейся пьесе максимально сохранила особенности ее речи.

В основе сюжета пьесы – судьба самой Ирины Буровой, ее память о доме своего детства и ценностях семьи. Личная история резонирует с детскими воспоминаниями о наших бабушках и чувствами к родному дому. В драматургию жизни вплетаются песни из уральского фольклора.

Моноспектакль «Бабушкин дом» начинается с того, что актриса Открытого студийного театра Ася Запольских передает веретено с нитью Ирине, автору воспоминаний. Этот жест символичен не только в контексте постановки. Он образно выражает концепцию развития Музея истории Екатеринбурга: история города – это коллекционирование не артефактов, а воспоминаний, историй горожан, передаваемых из поколения в поколение, из рук в руки, из уст в уста.
Ирина Лядова нашла для постановки в жанре вербатим «Бабушкин дом» форму, которую можно назвать театральной условно. Изба прабабушек рассказчицы Юлии и Натальюшки Фетисовых представлена в виде кукольного дома. Героиня на глазах зрителей населяет его персонажами: самодельными куклами-оберегами, созданными по образу и подобию родных, забавными рисованными картинками о походе с папой на лыжах или летящих низко-низко самолетах. Кто перед нами – артистка театра кукол, рассказывающая сказку, или мама, построившая миниатюрный домик для своих детей? А может, взрослая женщина, захотевшая воскресить счастливое детство? Граница жизни и театра размыта.

Когда детская игра попадает в руки взрослого человека, она остается способом творения нового мира, живущего по придуманным автором законам. Но в игре «Бабушкин дом» –больше ностальгии по утраченному раю: реальный дом давно пуст, потому что, как в фильме Георгия Параджанова, «все ушли», и наполнить его жизнью можно лишь творческим усилием. Чем и занимается Ирина Бурова и ее сценическое воплощение Ася Запольских – они создают красоту, чтобы дать вторую жизнь тому, что многие из нас хранят в пыльных альбомах или темных закоулках памяти. Актриса одета в сшитое по фотографии платье Ирининой бабушки – еще одна попытка овеществить далекое прошлое.

Мастерство – переданный из рук в руки опыт созидания – важная тема, поднятая Ириной Лядовой в этом спектакле. «Бабушкин дом» учит связывать нити, в прямом и переносном смыслах: подбирать за подслеповатой бабушкой петли и вязать носки, плести кружева, шить кукол, вышивать крестом – и соединять прошлое и настоящее, делать узелки на память, хранить и передавать воспоминания о человеке, его ремесле, его душевных качествах, которые, конечно, не могут просто вместе с ним раствориться, уйти в небытие.


Текст Елены Азановой
Проект был реализован на грант Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ». Анализ результатов опроса зрителей по их восприятию спектакля размещен здесь.
Спектакль-игра «Семейный альбом»
Уникальный жанр события, сочетающего в себе театр, игру, перфоманс и сеанс у психолога.

Главные герои «Семейного альбома» рассказывают важные для них факты из жизни одного или нескольких родственников, ныне живущих или давно умерших. Отправной точкой для повествования служат старые семейные фотографии. Зрители могут узнать, как жили люди два, три или четыре поколения назад от их потомков, а не из учебников истории, а также почувствовать, насколько живо и сильно прошлое. В какой-то момент зрители также становятся частью игры.

Основной смысл события в том, чтобы создать у участников более полное представление о своей семейной системе и увидеть, как это может быть у других. Фотография здесь – важная отправная точка для рассказа, а также для создания атмосферы и образа у зрителей, своего рода портал для попадания в пространство семейной системы.

Психологизм события вот в чём: персонажи, о которых рассказывают наши герои, – это некие значимые, узловые фигуры, важные для всей семьи и для участника. Через их описание происходит с одной стороны укрепление и расширение связей внутри семьи (здесь скорее вертикальных, между поколениями), а с другой – понимание того, что именно в этом человеке важно лично для меня, какое его качество или поступок меня привлекают и что это может сказать обо мне. Можно, конечно, рассказать все это и просто какому-то близкому человеку, но, обычно там, где участвует группа людей, энергии больше и возможности понять что-то тоже больше. А кроме того, обычно бывает сложно найти специальное время для подобных вещей в плотном графике современного человека.
На практике игра идет не менее 3-3,5 часов. Удивительно, но зрители достаточно легко выдерживают это время, так как они сами включены в процесс эмоционально и деятельно. После завершения игры желающие (а это большинство) остаются обсудить возникшие мысли и эмоции. Это занимает еще 20-40 минут. По опыту участия в нескольких играх эффект примерно один – невероятное чувство тепла, любви, ощущения связанности с другими участниками и со своими родственниками.

Проект был реализован на грант Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ». Группа проекта Вконтакте. Анализ результатов опроса участников размещен здесь.
Реализована в рамках проекта «Народные университеты 2.0». Участники школы познакомились с основами генеалогии, научились оформлять семейное древо, поколенную роспись, с помощью изученных шаблонов и алгоритмов систематизировали данные из семейного архива. Кроме того получили представление об информационном потенциале документов, фотографий и предметов из семейного архива, а на основе собранного материала и исследований сделали пилоты собственных проектов. Их результаты представлены здесь.
На курсе «Искусство фотоархива», которую «Народные университеты 2.0» провели в партнерстве с Центром современной фотографии «Март», участники получили практический опыт исследовательской и творческой работы с семейными архивами и локальной историей с использованием приемов, характерных для современной фотографии и современного искусства.

В проекте мог принять участие любой желающий. На старте собралась группа из пятидесяти человек. Участникам было предложено создать произведения на основе своих частных фотоархивов. Прежде чем приступить к работе, они прослушали курс лекций о том, как современная фотография интерпретирует архив; в чем разница в отношении к прошлому у науки и искусства; в чем ценность частных семейных архивов. Из созданных в рамках проекта работ пятнадцать лучших были отобраны для итоговой выставки. Среди авторов – как опытные художники, так и люди далекие от профессий искусства.

Ключевые темы выставки – время и память. С ходом времени пелена забвения разделяет поколения. Попытка преодолеть эту дистанцию, воскресить память о забытых предках или реконструировать свои воспоминания – основной мотив большинства авторов.

Принято считать, что историю описывают в учебниках и научных трудах. Но есть еще и частная история – незаметного для учебников человека. Каждый из нас творит историю, просто проживая свою жизнь, однако свидетельства этой жизни зачастую остаются только в семейных архивах.

Научное описание прошлого предполагает внимание к деталям, задача же художника – увидеть в малом – большое, в частном – универсальные, общечеловеческие проблемы. Это и попытались сделать участники выставки «Не забывай меня», исследуя истории своих семей.
В итоговой выставке «Не забывай меня» – четыре зала.

Тема первого зала – время. Главная в нем – работа Светланы Кругловой «Три сестры». Это фотохроника со снимками сестер с 1965 до 1991 года, под фотографиями есть небольшие тексты с основными событиями тех лет. Существует два типа истории: одну проживает самый обычный человек, о другой (войны, знаменитости и т.п.) пишут в учебниках. В том же зале представлены еще две работы на тему ­– «Родомер» Олеси Фрич и «На смену!» Людмилы Колтушкиной.

Тема второго зала – семья. Большое панно Анны Бутырских с пятью или шестью поколениями одной семьи за спиной у главного героя – подростка, сына автора. На стене рядом – реконструкция детского семейного альбома в театральной игровой манере Софьи Разумовской. Почему-то родители не фотографировали ее в детстве, остался всего один снимок. Она использовала его как лейтмотив. Отталкиваясь от детских воспоминаний и сохранившейся бытовой обстановки дома, воссоздала утраченное детство. За колоннами – «Маленькие секретики» Александра Черепанова. Автор снял миниатюрные фотографии своих предков и себя самого в детстве на фоне фактур домов, где его герои когда-то жили.

В следующем зале – мокьюментори Лели Собениной о возможных сценариях жизни пропавшего без вести на войне двоюродного дедушки. «Призрак» Александра Прокофьева – самый личный проект. Детская фотография под елкой и воспоминания о том, как ребенок не смог решиться прочитать стих, победить в себе страх публичного выступления. Детская травма осталась с автором на всю жизнь и отчасти преодолевается этим проектом через ее публичное проговаривание. И объект Олеси Фрич: схема наследования по женской линии через нить половика, сотканного бабушкой. Дальше идет видео Софьи Разумовской про Таватуй. Потом Оксана Приходько – автопортрет в образе невесты, радостный и скорбный одновременно. На 22 сентября в ее жизни пришлось несколько событий: смерть деда, сорок дней после смерти отца, замужество.
В последнем зале – инсталляция «На долгую добрую память». Автор специально сканировала в семейных архивах знакомых фотографии людей, о которых они ничего не могут сказать (кто это и почему здесь). Фотографии забытых людей как мусор высыпаются из альбома, найденного на помойке. Экспозицию завершает панно счастливых улыбающихся лиц девочек 80-х Юлии Шиловских.