Экспозиция подготовлена Музеем истории Екатеринбурга совместно с Центром «Зотов» (Москва) и проектом «Территория авангарда» (Екатеринбург). Выставочный проект — дальнейшее развитие экспозиции «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937», представленной в Центре «Зотов» в марте-июле 2024 года.
Выставка состоит из пяти разделов, посвященных архитектурно-строительному и промышленному скачку роста Свердловска в 1920-1930-е годы. Покрытый плотной сеткой старых дореволюционных заводов, Урал обрел новые стимулы к развитию, став частью Урало-Кузнецкого комбината. Столица Урала — Свердловск — превратился в большую строительную площадку, где вырастали «полунебоскребы» из стекла и бетона, причудливой формы, с чистыми фасадами и продуманной функцией. Гиганты жилых комбинатов и конторских зданий возвышались над «ветхими хибарами» — отголосками минувшего прошлого. Окраины города, в свою очередь, становились полигоном для градостроительных экспериментов, самым известным из которых стал соцгород Уралмашзавода. С другой стороны, эта эпоха отметилась большим количеством проектов, оставшихся лишь на бумаге: это и огромные рабочие поселки, такие как соцгорода ВЭО и Химической аппаратуры, и отдельные административные и жилые постройки, самым масштабным из которых является ансамбль площади Парижской Коммуны.
На выставке будут представлены копии фотографий, чертежей и планов из фондов Музея истории Екатеринбурга, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного архива Свердловской области, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, Музея истории завода Уралхиммаш и Музея истории завода Уралэлектротяжмаш.
Макеты, изготовленные в Бюро «Плотинка» и промстудии «Плавка», помогут воочию представить, каким планировали новый центр Свердловска в 1920-е годы и как выглядел соцгород Уралмашзавода в 1933 году. А индустриальные ароматы, созданные художницей Ириной Суворовой, откроют еще одну возможность для знакомства с выставкой.