Уралмаш: производство будущего
Проект об истории и будущем самого известного района Екатеринбурга
В 2015 году проект «Уралмаш: производство будущего» выиграл в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Также проект получил поддержку Фонда Вильгельмины Янсен и Посольства Королевства Нидерландов в Российской Федерации, что позволило привлечь специалиста по партисипаторным проектам Ирину Лейфер и социального дизайнера Сесилию Хендрикс (обе – г. Амстердам).
Основная проблема, которую решал музей, заходя в район, была сформулирована так – гремевший в советское время на всю страну Уралмаш благодаря 1990-м обрел образ серого криминального района. Падение роли завода, вокруг которого строилась жизнь района, привело к деградации социальной и культурной инфраструктуры, разрушению образа советской «силиконовой долины». Возник разрыв между богатым историческим наследием и новой репутацией территории. При том, что имелись ресурсы для развития, культурные события на Уралмаше были в недостатке. Для МИЕ проект был важен, так как стал расширением поля исследования с исторической части города до его нецентральных районов, выступил инструментом целостного анализа города как культурно-исторического феномена. Кроме того, проект решал задачу по росту известности МИЕ в отдаленных районах города, выходу на постоянные локальные площадки, где музей мог бы инициировать мероприятия, представлять свои возможности, формировать запрос на музей.

Целью проекта стало изменение отношения жителей Уралмаша к месту, в котором они живут; объединение творческих, заинтересованных в развитии района людей и совместный поиск модели проектной деятельности местного сообщества.

Проект был построен на активном вовлечении в работу над ним населения района.

Именно материалы интервью с коренными жителями легли в основу репрезентации Уралмаша. Прежде всего, это были многочасовые неформализованные биографические интервью, в которых наши собеседники, рассказывая о себе, открывали разные грани территории, позволяли ощутить сам дух этого места. Также использовались короткие спонтанные интервью в общественном транспорте и на улицах, фокус-группы со старожилами района, путевые интервью в формате автобусного путешествия по маршруту, заданному самими жителями. Все это позволило создать многогранный образ места, наполненный множеством частных воспоминаний. У нас появилась идея, что истории коренных жителей, которые создавали район и работали на заводе, могут стать ключом к пониманию места для тех, кто поселился там недавно или слишком молод, чтобы знать тот, докриминальный, Уралмаш. При этом для старожилов интервью становились своеобразной терапией, возможностью рассказать о своем Уралмаше – том, которому они посвятили всю жизнь и которого больше уже не существует.
Целью проекта стало изменение отношения жителей Уралмаша к месту, в котором они живут; объединение творческих, заинтересованных в развитии района людей и совместный поиск модели проектной деятельности местного сообщества.

Проект был построен на активном вовлечении в работу над ним населения района.

Именно материалы интервью с коренными жителями легли в основу репрезентации Уралмаша. Прежде всего, это были многочасовые неформализованные биографические интервью, в которых наши собеседники, рассказывая о себе, открывали разные грани территории, позволяли ощутить сам дух этого места. Также использовались короткие спонтанные интервью в общественном транспорте и на улицах, фокус-группы со старожилами района, путевые интервью в формате автобусного путешествия по маршруту, заданному самими жителями. Все это позволило создать многогранный образ места, наполненный множеством частных воспоминаний. У нас появилась идея, что истории коренных жителей, которые создавали район и работали на заводе, могут стать ключом к пониманию места для тех, кто поселился там недавно или слишком молод, чтобы знать тот, докриминальный, Уралмаш. При этом для старожилов интервью становились своеобразной терапией, возможностью рассказать о своем Уралмаше – том, которому они посвятили всю жизнь и которого больше уже не существует.
Специфика собранного материала определила особые формы его презентации. Так был изобретен «Автобус 33» – экскурсия-спектакль, в которой представлены десять мест района, за каждым из которых стоит частная история одного жителя Уралмаша, одной семьи. История представляет собой фрагмент интервью, подготовленный драматургом Полиной Бородиной и озвученный профессиональными актерами, жителями Уралмаша и кураторами проекта. Аудиоистории перемежаются рассказом экскурсовода об инженерной, архитектурной, социальной и культурной жизни района. В рамках маршрута предусмотрено посещение Центра культуры «Орджоникидзевский» – культового «старого» ДК, места культурной жизни района. На каждой остановке пассажиры с Уралмаша делятся своими личными воспоминаниями, создавая неповторимую атмосферу маршрута. Дополняют картину световой дизайн автобуса, размещение по району специальных табличек с названиями остановок, сувенирные автобусные билеты и реальный музейный артефакт в конечной точке маршрута – производимая Уралмашзаводом стиральная машина «Малютка».
Работая над «Автобусом 33», мы надеялись, что личные истории позволят взглянуть на Уралмаш глазами его жителей. Мы понимали, что восприятие территории у всех разное, не претендовали на то, что дадим объективную оценку положения вещей; скорее, нашей целью было показать, что район может быть у каждого своим. Мы хотели дать участникам маршрута почувствовать, понять Уралмаш. Являясь частными и субъективными, эти десять историй отражают уникальность «вселенной Уралмаш». Через них видны те специфические вещи, из которых скроен район – море возможностей, династии инженеров и рабочих, клубность-коллективность-общность людей, отдельность и уютность соцгорода, развитая социальная инфраструктура, дворовые традиции, самстрой.
Исключительно на текстах интервью с жителями района построен документальный спектакль «УралмашGO». Для его создания был привлечен талантливый екатеринбуржский режиссер – Дмитрий Зимин, драматургом выступила работавшая с «Автобусом 33» Полина Бородина. Спектакль поставлен в двух разных форматах: променад в здании старого уралмашевского ДК – своеобразного символа культурной жизни района – и сценический вариант в здании Музея истории Екатеринбурга. В его основе – размышление «уралмашевцев» разных поколений о родном районе: о его сути, его мифах, о забытой истории и неопределенном будущем. В каком-то смысле спектакль был построен как прощание с Уралмашем – тем Уралмашем, которого уже нет.

И «Автобус 33», и «УралмашGO» стали инструментом своеобразного общения «новых» и «старых» жителей района, возможностью для новоселов и молодежи открыть для себя место, увидеть его многослойное, богатое прошлое, эмоционально соприкоснуться с ним в частных историях коренных жителей.

Реализация проекта позволила не только представить уникальность Уралмаша, но и внести определенный вклад в формирование его новой идентичности – уже не как индустриального или криминального, а туристического района, готового предложить гостям разнообразие интересных мест и захватывающих историй.
Вторая часть проекта – это проектные сессии и ярмарки идей, с помощью которых мы ставили вопрос о перспективах развития района, искали идеи, которые могут стать основой культурной перезагрузки района. Мы провели конкурс идей фестивалей для Уралмаша и получили более 70 заявок, которые в течении трех дней были доработаны и стали проектами. Ряд из них был потом реализован.

Также провели ярмарку идей для Уралмаша от лидеров городских культурных проектов. Она позволила создать концепцию культурно-туристической перезагрузки Бульвара культуры – значимого места для прогулок. Ярмарку поддержал глава района, а идеи впоследствии – частично реализованы.

Итогом проекта стало изменение отношения к Уралмашу в разных целевых аудиториях, с которыми работал МИЕ:

  • жители Уралмаша XXI века познакомились с богатым прошлым района, ощутили уникальность и мощь места, почувствовали сопричастность;

  • старожилы района, чьи воспоминания стали основой для экскурсий, выставок и спектакля про Уралмаш, пережили моменты гордости за то, что были творцами интересной эпохи. Возможность поделиться своими историями для многих респондентов стала своеобразной терапией утраты их прежнего мира. Они почувствовали уважение и интерес к себе, выговорились. Увидели, что у района по-прежнему есть будущее, и они могут быть к нему причастны;

  • для жителей других районов Екатеринбурга знакомство с Уралмашем через разные продукты проекта в большей степени стало формой разрушения мифов и возникновения района как уникального, яркого, многослойного, культурного пространства города, в котором стоит побывать;

  • для гостей города, особенно иностранных туристов, особую роль сыграло знакомство с Уралмашем через истории его жителей (экскурсия «Автобус 33», спектакль «УралмашGO»). Созданный человечный, повседневный, многослойный образ района оказался понятен и близок людям, впервые услышавшим слово «Уралмаш»;

  • для Администрации города и района сформированная серия культурных продуктов позволила осознать перспективы развития Уралмаша как культурного и туристического кластера;

  • для городских культуртрегеров, организаторов event-проектов, художников Уралмаш обрел статус одной из полноценных городских площадок, где можно реализовывать культурные проекты.
Проект получил ряд наград и признаний:

  • вошел в число лучших реализованных проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», стал победитель конкурса международного фестиваля «Интермузей» в номинации «Проект, направленный на социальное взаимодействие», стал лучшим проектом фестиваля «Интермузея» по версии молодёжного жюри;

  • «Автобус 33» стал одним из кейсов курса «Экскурсии как бизнес» онлайн Школы городских предпринимателей Vector Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», получил приз «Лучший туристический маршрут года» от Комитета по внешним связям Администрации Екатеринбурга, привлек внимание престижной городской премии, ежегодно проводимой журналом «Собака». Куратор проекта Сергей Каменский вошел в число 50 знаменитых людей Екатеринбурга;

  • путеводитель по Уралмашу, выпущенный позднее на основе собранных материалов, был награжден премией губернатора Свердловской области.

В ходе проекта была разработана модель комплексного исследования микрорайона города. Она включает в себя анализ следующих составляющих:

  • стартовых условий формирования района;

  • идеологии и истории застройки района, топографии, топонимики;

  • истории ключевых предприятий, организаций, общественных пространств;

  • чувства локальной идентичности, духа места;

  • ключевых личностей, знаковых персонажей;

  • демографической структуры района, миграционной карты;

  • внутренних перемещений по району, транспортной системы;

  • взаимосвязей с внешним миром.

Цель исследования – выявление своеобразной формулы места, а именно ключевых факторов уникальности территории, элементов идентичности населения, узловых явлений, социальных практик, представляющих особенности района.

Принципиальной особенностью исследований является сочетание макроистории (анализ места в контексте экономических, социальных, технологических и других факторов развития города, страны, мира) и микроистории (изучение производственных, бытовых, социальных, культурных практик через личный опыт жителей района, представляющих разные социальные слои).

Это позволяет создавать многомерную разноуровневую картину района, дает возможность выделять ключевые особенности места, которые могли бы стать почвой для активизации культурного пространства и культурной жизни района.

Помимо матрицы изучения района, в ходе проекта были протестированы разные технологии сбора частных историй жителей. Так, высокую продуктивность показали путевые интервью, в которых участвуют сразу несколько старожилов района. Реализованы они были в формате автобусного путешествия по маршруту, заданному самими жителями района. С помощью этого метода было получена серия материалов, которые были не проявлены в ходе одиночных, кабинетных интервью. В то же время малопродуктивными оказались тактики сбора материала, предполагающие неличные формы коммуникации. Так, «карта воспоминаний», размещенная в ведущей районной библиотеке, собрала чуть более 30 историй, связанных с местами района, а конкурс исторических фотографий привлек единичный материал. Основные же данные были получены в рамках глубинных неформализованных интервью.

В итоге опыт работы на Уралмаше лег в основу проекта «Город семи районов», который МИЕ ведет с 2016 года по сегодняшний день.