Школа наследия
«Каждому дому по хранителю» – проект формирования сообщества ответственных горожан
Проект был реализован в 2019-2020 году при поддержке Музея истории Екатеринбурга и гранта президента РФ.

Проект работает с проблемой сохранения исторической застройки города. Современное состояние исторической архитектуры имеет целый ряд проблем и вопросов, требует масштабного вовлечения различных ресурсов, при этом работа с наследием невозможна без профессионального подхода и знания законов.

Цель проекта – формирование в городском сообществе уважения к
исторической памяти, выраженной в архитектуре Екатеринбурга, понимания возможностей личного участия в охране и восстановлении объектов, имеющих культурное значение.

Идея Школы наследия – развитие общественной поддержки в сохранении культурного наследия и предложение конкретных обоснованных моделей новой жизни исторических объектов.

Уникальность проекта состояла в одновременном участии горожан, профессионалов, представителей властей, взаимодействии на основе компетентного и продуктивного диалога.
Школа дала не только знания, но и возможность их реализации на практике.
Цикл курса обучения Школы был рассчитан на 8 месяцев (ноябрь 2019 – июнь 2020). Образовательный блок состоял из цикла открытых лекций и семинарских занятий, тематика – от базовых понятий до специальных знаний и опыта по сохранению культурного наследия, а также правовых вопросов.

В практической части было разработано 10 кейсов, моделирующих позитивные сценарии для проблемных объектов. Участники присоединились как к действующим проектам по сохранению наследия, а также запустили новые инициативы с нуля. Создание проектов курировали специалисты и эксперты, музей обеспечивал методическое сопровождение.

Разработанные кейсы представлены на сайте. Часть инициативных групп до сих пор продолжает работать над своим проектом, часть распалась. Из позитивных примеров – группа жителей усадьбы Рязанова, которая по-прежнему реализует целый ряд инициатив, таких как фестиваль «Рязановские дни». В то же время по ряду проектов ситуация не сдвинулась с места, а один из объектов, которые пытались сохранить участники школы – аэропорт Уктус – был снесен.

Независимо от ситуации с конкретными объектами, результатом Школы в целом стало расширение круга сторонников сохранения культурного наследия в городе (база подготовленных волонтеров), повышение их уровня понимания правовых и социальных основ сохранения наследия, повышения уровня информированности о культурном наследии Екатеринбурга, объединение усилий на основе профессионального подхода, появление разработанных сценариев ревитализации ряда объектов, привлекательного образа для инвестирования в них.