Город семи историй
Съемка 7 художественных короткометражных фильмов о жизни Екатеринбурга в начале XX века
Проект «Город семи историй» родился как способ рассказать об истории Екатеринбурга в жанре кино. Крупный кадр, драматургия, герои и городские локации – мы хотели представить город максимально живо и эмоционально, показывая в то же время в кадре коллекции музея, рассказывая истории, которые есть в наших экспозициях и фондах. Проект был задуман как сериал по семи эпохам из жизни Екатеринбурга. Начать мы решили с эпохи конца XIX-начала XX века, как с одной стороны похожей на современность по духу, так в тоже время контрастной и далекой от нас. Также сериал запускался как способ привлечь внимание к только что открывшейся постоянной экспозиции про Екатеринбург в 1781-1917 гг.

Проект был построен на максимальном вовлечении горожан во все этапы его реализации. Сначала жители Екатеринбурга изучали историю города и основы драматургии совместно с екатеринбургским драматургом Марией Конторович. Поскольку все проходило на фоне пандемии, то был снят целый образовательный сериал про город этого периода. Помимо лекций специалистов, интересных фактов и историй, участники увидели специально снятый курс «Живая история», рассказывающий об истории повседневности, моде, традициях, жизни горожан разных сословий.

На курс сценаристов было подано сто с лишним заявок. В итоге было отобрано 30 участников, которые в рамках курса написали 21 сценарий. Все сценарии прошли процедуру публичных читок. Затем семь из них было выбрано непосредственно для кинопроизводства. И объявлен еще один набор, теперь уже продюсеров, режиссеров, гримеров и других специалистов и любителей в области кино. Причем подать заявку мог как отдельный участник, так и творческая группа. Одной из таких групп стала команда с говорящим названием «Бойкие энтузиасты», снимавшая фильм «Витрум». Сначала их было четверо. Спустя несколько месяцев в команде работало около тридцати человек, не считая актеров. Интересно, что проект объединил добровольцев не только из Екатеринбурга. Энтузиастам удавалось работать над фильмом удаленно из восьми городов – от Владивостока до Дубая, из четырех разных часовых поясов.
Перед съемками был объявлен набор актеров. В кастинге приняли участие несколько сот желающих от семи до семидесяти лет, в том числе профессиональные артисты, но им скидок не делали. А дальше каждый коллектив работал в своем графике, подбирая натуру, добывая сложные костюмы, договариваясь о съемках в исторических интерьерах и на улицах, о записи саундтреков в тон-ателье, преодолевая множество технических и организационных проблем. В этих любительских короткометражках все было вполне серьезно: грим, декорации, свет, звук, монтаж. При том что бюджет каждого фильма равен нулю и все причастные работали из любви к кино и Екатеринбургу.

Сами съемки проходили в исторических местах, которые сохранили атмосферу рубежа XIX–XX веков: в Музее истории Екатеринбурга, в доме В. Л. Метенкова, в доме И. Н. Маклецкого, в саду П. Я. Харитонова. В качестве реквизита команды использовали подлинные артефакты из фондов Музея истории Екатеринбурга, а также частные коллекции, артефакты партнеров, которые участники, как правило, добывали сами. При этом партнер проекта Фонд независимого кино «Манифест 16» помогал участникам кинооборудованием и другими ресурсами.
Результатом проекта стали семь очень разных фильмов, как по хронометражу (от 7 до 20 минут), так и по сюжетам. «Уездный декаданс» – история неразделенной любви и первого крушения поезда в Екатеринбурге. «Витрум» – о любви сына галантерейщицы к купеческой дочке и об уральских изумрудах. «Иголочка» – опять же о сложностях любви в эпоху несовершенства граммофонов. «Лимонад» повествует об одном дне из жизни знаменитого художника Владимира Казанцева. «Гадание» с юмором рассказывает о пользе предрассудков. «Гном» – о первом сатирическом журнале, критиковавшем царскую власть. «Провокатор» – об истории площади 1905 года.

Премьера фильмов была проведена онлайн на портале Е1, где ее посмотрели более 200 000 человек. Помимо онлайн-премьеры фильмы показали также на большом экране в сети кинотеатров «Премьер-зал».

Была у проекта и своя конкурсная процедура. Жюри возглавил известный режиссер Алексей Федорченко. А съемочные команды и актеры получили свои уральские «Оскары».

Весь процесс реализации проекта представлен на специально созданном сайте. Там же вы можете посмотреть и получившиеся фильмы.
Весь процесс реализации проекта представлен на специально созданном сайте. Там же вы можете посмотреть и получившиеся фильмы.