Игры
Коллекция настольных, онлайн и театральных игровых проектов
Музей истории Екатеринбурга разработал шесть настольных игр с разными сюжетами и темами городской истории. Часть проектов были реализованы полностью силами сотрудников музея, часть – профессиональными игротехниками.

Игры готовились к конкретным выставкам и были доступны либо в рамках экспозиции, либо в сувенирных магазинах.

Первой стала игра «Охота за ключом», разработанная к выставке «Уралмаш: вход со двора». В ней игроки могли побороться за получение квартиры в соцгороде друг с другом и с суровыми реалиями недавнего прошлого – работой на самстрое, добровольно-принудительными субботниками, выполнением пятилетнего плана. В игровой, условной форме игра рассказывала о получении квартиры в соцгороде, а игровые события были основаны на фактах из рассказов жителей Уралмаша. В тираж эта игра не ушла, была частью экспозиции.
Еще одна игра, доступная только в выставочном пространстве, посвящена Екатеринбургу XIX века и постоянной экспозиции музея.

Другие игры музея стали тиражными, их можно купить, чтобы играть дома. Например, к Чемпионату мира по футболу 2018 года и открытию фотовыставки «До:Урала», посвященной становлению команды «Урал» была создана игра «Битва тренеров». В ее разработке участвовал профессиональный игротехник, благодаря чему получилось создать настоящую многоразовую игру-стратегию.

В качестве изображений для разработки дизайна игровых карточек были использованы снимки из архива фотокорреспондента заводской газеты «За тяжелое машиностроение» Федора Рыбакова. В фотографиях отражен путь ФК «Урал» за несколько десятилетий – от любительской команды, состоявшей из работников «Уралмашзавода», до клуба, успевшего побывать во всех футбольных лигах страны, включая краткую остановку в высшей лиге СССР в 1969 году. Механика игры следующая: два человека выступают в роли тренеров, у них есть команда из пяти человек (карт) на столе и трех в запасе. Они сами выбирают, насколько сильного игрока стоит выложить. А потом с помощью «карт тренера» добавляют им мощи или забирают силы у соперника. Побеждает тот, кто получил больше «силы» игрока. Есть специальные карты, например, «Голкипер» или «Капитан», которые придают особые свойства соседним игрокам. Тур длится 15-20 минут, нужно выиграть два раза. Настолка не очень сложная, чем-то похожа на известный многим «Манчкин», но дает возможность разрабатывать стратегии и азартно бороться с соперником. Возрастных ограничений нет, будет интересна подросткам от 10-12 лет и взрослым.
К выставке «Кто такой Толебок?» была разработана игра «Лица улиц», посвященная топонимике города и 50 известным личностям, в честь которых названы улицы в Екатеринбурге. Она была сделана по механике парных картинок, но усложнена: игрокам предлагались не две одинаковых карточки, а одна – с портретом городского героя и другая – с текстом о нем, а также его фамилией, именем и отчеством. Это значительно повышало сложность и интерес игры.
Игра «Музейный оракул» ­создавалась как спецпроект к «Карте гостя Екатеринбурга» и Ночи музеев совместно с порталом «Культура Екатеринбурга». Игра представляет собой 33 гадальные карты, рубашками которых стали художественные фотографии экспонатов из шести екатеринбургских музеев – Музея истории Екатеринбурга, Объединенного музея писателей Урала, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Международного центра искусств «Главный проспект» и Екатеринбургской галереи современного искусства. Полотна, скульптуры, артефакты и арт-объекты рассказывает екатеринбуржцам о том, что их ждет, в остроумной и шуточной форме. Играть можно несколькими предложенными способами или же выдумать свой, главное – довериться силе искусства.
Самой масштабной игрой за всю практику Музея стал проект «МегаВыходной в Екатеринбурге». Созданный в партнерстве с ТЦ «МЕГА», проект включал не только настольную игру, но и большую офлайн-программу, в рамках которой герои игры вышли на улицы Екатеринбурга.

Настольная игра стала первой в своем роде игрой про Екатеринбург.

Ее логика проста, но от этого не менее интересна. Игра представляет собой путешествие выходного дня по центру Екатеринбурга. Вы прогуляетесь по его главным достопримечательностям, узнаете истории мест, людей и событий. Окунетесь в водоворот праздников, фестивалей, концертов и других городских активностей. И, наконец, займетесь шопингом. Покупки, будь то серьезные приобретения или милые безделушки, — неотъемлемая часть отличного выходного. В рамках игры представлены 55 знаковых достопримечательностей города, 25 городских праздника и события. Это делает «МегаВыходной» своеобразной игровой энциклопедией Екатеринбурга. Однако игра вовсе не является только познавательной викториной. Она насыщена интерактивными и творческими заданиями, вопросами на общую эрудицию и смекалку. Это отличный семейный досуг и игра для больших компаний.

Фишками игры выступают герои 7 административных районов города Екатеринбурга, которые «приезжают» в центр, чтобы хорошо провести свой выходной день.

Герои создавались в тесном взаимодействии с городским сообществом – на основе опросов горожан и мнения профессиональных историков создавалась линейка персонажей, отражающих идентичность района. Их выбор стал отдельной информационной кампанией: голосование за выбор героев от каждого района прошло в городских СМИ, набравший большее количество голосов персонаж в итоге попал на игровое поле.

Настоящей изюминкой проекта стало «оживление» персонажей – для каждого из них был сшит специальный костюм, после чего городские супергерои вышли на улицы города. Они три дня путешествовали по городу, проехали за это время все районы, фотографируясь с жителями и даря им хорошее настроение. Далее вся игра была воплощена в жизнь в рамках Дня города Екатеринбурга, когда в самом центре города, на Плотинке, было создано масштабное игровое поле площадью 400 кв.м. и гостей игры встречали те же персонажи в супергеройских костюмах. После Дня города игра переехала на площадку Уральской индустриальной биеннале. Игра получила и другое продолжение – например, игровые викторины и выступления героев игры прошли 1 сентября в 7 школах 7 административных районов Екатеринбурга, собрав более 2500 зрителей. О процессе разработки игры вышло более 200 публикаций в СМИ – в том числе целый цикл материалов про героев игры на Е1, ЕТВ и других крупных интернет-порталах. Голосование за героев района проходили также на площадке крупнейшего городского паблика «Типичный Екатеринбург». Суммарный охват публикаций проекта составил более 500 тысяч человек.

Сама игра была напечатана тиражом 1000 экземпляров и сегодня уже является настоящей коллекционной редкостью.
Помимо настольных игр музей активно разрабатывает онлайн-игры по истории города. Большая часть их посвящена истории районов Екатеринбурга и выложена на сайте проекта «Город 7 районов». Также в музее разрабатываются перформативные театрально-игровые проекты, такие как «Семейный альбом» или «90-е». Подробнее мы писали о них в разделе про Театральную платформу музея выше.