Собирая материалы про город, мы уделяем большое внимание сбору устных историй.
1. В репрезентации районов большую роль играют форматы, которые способны доносить этот тонкий материал. Большую роль здесь играет документальный театр и своеобразные антиэкскурсии. Например, «
Автобус 33» , где маршрут построен на воспоминаниях жителей Уралмаша о значимых для них самих местах и событиях. В автобусе мы проезжаем остановки, и каждая остановка – это история отдельной семьи. Это меняет рамку в голове. Обычно мы привыкли видеть город как что-то созданное сверху, большими силами, важными структурами, а здесь мы рассказываем, что место на практике собирается из идей, амбиций, историй конкретных людей. Так возникает понимание того, что история города состоит из множества отдельных историй таких же людей, как мы.
Также это полноценные документальные спектакли – например,
спектакль-променад в здании старого ДК на Уралмаше, где мы рассказываем про разных персонажей и про район как про некий миф, потому что этот район был выстроен вокруг завода, который во многом уже не действует. Спектакль – это практически прощание с этим местом, но это прощание-уважение. Несмотря на то, что прошлое района исчезло, оно все равно имеет значение. И в то же время мы говорим о том, что будет дальше с этим районом.
Еще один районный документальный театральный проект – это спектакль «
Бабушкин дом» (
m-i-e.ru/babushkin-dom), посвященный истории коренной семьи, которая живет в Екатеринбурге в районе Нижнеисетск/Химмаш больше 150 лет. Он о том, как конкретный человек из этого рода пришел к этой истории и как он осмысляет ее для себя. Спектакль «Бабушкин дом» – очень теплая, очень живая история, где каждый семейный персонаж оживает, и большая история собирается из частных рассказов героини о своей бабушке.