Проект «Екатеринбург — город семи районов»
Масштабное исследование нецентральной части уральской столицы и создание на его базе разных продуктов для горожан и туристов.
Проект работает с проблемой восприятия и самоощущения проживания в нецентральных районах Екатеринбурга, восходящих к бывшим промышленным или позднесоветским спальным территориям.

В них живет большая часть жителей города, при этом восприятие этой среды далеко от позитивного – они кажутся пустыми, в них нет очевидных достопримечательностей, интересных мест. При этом существует запрос, связанный с развитием местных территорий, восстановлением утраченных социальных связей внутри местных сообществ. Когда-то многие созданные вокруг крупных предприятий территории/микрорайоны мыслились как самодостаточное образование, «город в городе», удовлетворяющий многообразные запросы населения. Но ситуация изменилась: ушла не только инфраструктура, но и самосознание. Сегодня многие горожане не идентифицируют себя с той или иной территорией, не знают ее истории, не владеют информацией о знаковых объектах и легендах места, не знакомы с ближайшими соседями. Спальный район – и ничего личного. Среда своего проживания воспринимается пассивно, а часто и депрессивно. Пространство ощущается как серое и пустое. Опосредованно это негативно сказывается на развитии в таких районах креативных проектов, интересе к проживанию в них представителей креативного класса. Согласно отечественным и зарубежным исследованиям, существует устойчивая корреляция между местами формирования креативных кластеров и проявленностью локальной идентичности, развитостью культурно-туристической среды.

Тем не менее, потенциально все в этих районах есть – и смыслы, и истории, и перспективы развития. Важно все это проявить, дать людям возможность гордится местом, где они живут, сделать его интересным для них, способствовать налаживанию связей между коренными и новыми связями в районах. Сделать это в масштабах всего нецентрального Екатеринбурга стало амбицией и мечтой команды Музея истории Екатеринбурга.

Что мы сделали?
Исследование нецентральной части города началось еще в 2015 году, когда Музей истории Екатеринбурга создал проект «Уралмаш — производство будущего» и запустил знаменитую антиэкскурсию «Автобус 33». Уже тогда команда поставила себе задачу к 300-летию города изменить его облик — прежде всего на уровне истории районов.

С 2016 по 2022 годы команда музея изучила 19 микрорайонов города, создала более 30 авторских маршрутов, 10 выставок, 5 документальных спектаклей, 22 карты-путеводителя, 3 толстых путеводителя, линейку сувениров, запустила проект по вовлечению горожан «Народных университетов 2.0» и туристический сайт нецентрального Екатеринбурга.
Как мы это делаем?
Собирая материалы про город, мы уделяем большое внимание сбору устных историй.

1. В репрезентации районов большую роль играют форматы, которые способны доносить этот тонкий материал. Большую роль здесь играет документальный театр и своеобразные антиэкскурсии. Например, «Автобус 33» , где маршрут построен на воспоминаниях жителей Уралмаша о значимых для них самих местах и событиях. В автобусе мы проезжаем остановки, и каждая остановка – это история отдельной семьи. Это меняет рамку в голове. Обычно мы привыкли видеть город как что-то созданное сверху, большими силами, важными структурами, а здесь мы рассказываем, что место на практике собирается из идей, амбиций, историй конкретных людей. Так возникает понимание того, что история города состоит из множества отдельных историй таких же людей, как мы.

Также это полноценные документальные спектакли – например, спектакль-променад в здании старого ДК на Уралмаше, где мы рассказываем про разных персонажей и про район как про некий миф, потому что этот район был выстроен вокруг завода, который во многом уже не действует. Спектакль – это практически прощание с этим местом, но это прощание-уважение. Несмотря на то, что прошлое района исчезло, оно все равно имеет значение. И в то же время мы говорим о том, что будет дальше с этим районом.

Еще один районный документальный театральный проект – это спектакль «Бабушкин дом» (m-i-e.ru/babushkin-dom), посвященный истории коренной семьи, которая живет в Екатеринбурге в районе Нижнеисетск/Химмаш больше 150 лет. Он о том, как конкретный человек из этого рода пришел к этой истории и как он осмысляет ее для себя. Спектакль «Бабушкин дом» – очень теплая, очень живая история, где каждый семейный персонаж оживает, и большая история собирается из частных рассказов героини о своей бабушке.
2. Еще один важный способ репрезентации – это туристический сайт нецентрального Екатеринбурга. Здесь собраны основные накопленные знания о микрорайонах. Сайт поделен на три главных раздела.

В блоке «О районах» представлены обзорные исторические лонгриды — объемные мультимедийные материалы. Они – результат масштабного исследования микрорайонов. Эту информацию дополняет блок «Истории», где доступно и подробно, с редкими фотографиями, историческими и современными, рассказывается об отдельных местах и феноменах районов. В этом же разделе есть маршруты по районам — форматы легкой прогулки для тех, кому хочется познакомиться с местностью, при этом не сильно углубляясь в историю. Здесь практически нет исторических деталей, зато есть карты и места для обеденного перерыва и различные аутентичные точки для памятных фотографий.

Второй раздел — «Карта». Здесь представлена карта Екатеринбурга, на которую нанесены границы административных районов города и семи микрорайонов, о которых идет речь в проекте. На карте также изображены достопримечательности этих районов, исторические и культурные объекты. Здесь упоминается больше точек, чем в лонгридах. При наведении курсора у каждого объекта появляется фотография, название, адрес, год постройки. У карты есть нее несколько фильтров — по району и типу объекта.

И, наконец, третий основной раздел — «Игры»: семь тестов о семи микрорайонах. Тут можно развлечься: либо проверить свои знания после прочтения лонгридов, либо узнать для себя какие-то дополнительные исторические факты. Все просто: берется утверждение, а читателю нужно ответить, согласен он с ним или нет.
3. Еще один важный продукт – это печатные издания. Здесь музей выпускает как небольшие карты-путеводители, так и «толстяки» – путеводители на 250 страниц с обширной информацией о районе. Например, путеводитель «Миры Эльмаша» – это шесть авторов, семь маршрутов и более 250 страниц, вобравших в себя воспоминания очевидцев, газетные заметки, фотографии, реализованные и неосуществившиеся проекты. Каждый маршрут – это новый автор и новая точка зрения на «дома и закоулки» района, его историю и истории обитавших здесь людей. От бесстрастного повествования до фрагментов биографической рукописи – настоящий литературный пэчворк. На обложке издания удивительное «покрывало памяти» – вышитая вручную карта Эльмаша художницы Дарьи Кузнецовой, которая здесь выросла.
4. Более классическое направление репрезентации районных историй – это выставки. Всего было реализовано более десяти экспозиций, которые можно разделить на три группы. Первая – это обзорные выставки по районам, представляющие исторический фотоматериал и артефакты. Часто здесь впервые были показаны уникальные, не известные ранее частные и ведомственные фотоархивы. Второе направление – это художественные проекты, когда специфику района осмысляют художники на исторических материалах и экспедиций по району вместе с историками. Первая такая выставка прошла на Уралмаше, затем три проекта были представлены в Доме Метенкова. Третья группа – это проекты про отдельные феномены и институции. Например, выставка про товары народного потребления, которые производили большие машиностроительные гиганты и непрофильные предприятия. Или выставка про Свердловскую областную клиническую больницу № 1, одно из ключевых учреждений Юго-западного района.
5. Еще один способ работы с районами – это серия фестивалей, которые продвигают локальную идентичность, проявляют активных местных жителей, ставят вопросы о дальнейшем развитии районов. Среди них – Дни Уралмаша, фестивали районных экскурсий, фестиваль локальной идентичности «Южные ворота» на Химмаше, цикл творческих лабораторий «Девяностые: время поэтов» на Вторчермете.
6. Наконец, это сувенирная продукция и настольные игры. Был разработан фирменный стиль проекта, который воплотился в сувенирной линейке – открытках, магнитах, а также разработанной местными художниками коллекции стикерпаков. Еще одним продуктом стала игра «Мегавыходной в Екатеринбурге», созданная в партнерстве с ТЦ Мегой. Ее героями стали персонажи из разных районов города.