Музей истории Екатеринбурга ул. Карла Либкнехта, 26
Приглашаем открыть для себя Екатеринбург парфюмерный. Мы рассказываем о любимых духах жителей уральской столицы, о парфюмерных новинках, которые можно было приобрести в Екатеринбурге (и о том, где это можно было сделать), а также о том, как рождались сами ароматы — парфюмерную историю родного города и целой страны.
Представленные духи можно будет не только рассмотреть под витринным стеклом, но и лично «послушать». Окунуться в мир парфюма, гости музея смогут прямо на выставке с помощью ароматно-звуковой инсталляции. И понять: чем «зеленые» нотки отличаются от «фиолетовых» и «розовых». Саму экспозицию дополняют документальные свидетельства полутора столетий российской парфюмерной истории: фотографии и кадры кинохроники. Посетители прогуляются из века XIX через XX в XXI, узнают, что уже полторы сотни лет назад жительницы нашего города могли приобрести ароматы известных французских фирм Пино, Убиган, а также пополнить свои душистые коллекции творениями русских-французов Ралле и Брокара, чьи разработки на ниве парфюмерии ничем не уступали заграничным.
В советские годы производство парфюмерной продукции шагнуло на принципиально новый уровень. Повсеместно происходила национализация фабрик, в том числе и выпускавших парфюмерно-косметические средства. В магазинах Свердловска начали появляться товары фирмы ТЭЖЭ (трест «Жиркость») и ЛенЖЭТ (Ленинградский государственный жировой трест), потом их сменила продукция фабрик «Новая заря», «Северное сияние», Свердловской парфюмерно-косметической фабрики и других производственных объединений. Экспозиция рассказывает, какие ароматы производили парфюмерные фабрики Москвы, Ленинграда, Риги, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. Особое внимание уделено истории свердловской парфюмерно-косметической фабрики «Уральские самоцветы», которая в советские годы была одним из ведущих производителей в стране.
Экспонатами выставки стали раритетные духи, сохранившиеся в музейных запасниках и частных коллекциях. В их числе и настоящие легенды — например, духи «Царский вереск» и одеколон «Цветочный», выпущенные первыми российскими парфюмерами Альфонсом Ралле и Генрихом Брокаром. С раритетами соседствуют не менее знаменитые «хиты» советского времени — например, духи «Каменный цветок», получившие в 1958 году гран-при промышленной выставки в Брюсселе, и одеколон «Северный» в уникальном флаконе в виде айсберга с белым медведем. Отдельный блок выставки посвящён парфюмам, которые в советские годы были едва ли не в каждой семье — знаменитой «Красной Москве» и столь же популярному «Красному маку».
В рамках выставки запланированы мастер-классы и циклы лекции. И открывает их самый весенний лекторийоб ароматах и истории парфюмерии Натальи Шаховой. Как формируются наши ароматные привычки? Как они влияют на нашу жизнь? Почему одни ароматы кажутся нам приятными, а другие – нет? Откуда пошла традиция использовать приятные ароматы, нанося их на себя? Из чего складывается аромат? Кто производит парфюмерию? Как правильно выбирать ароматы? Как произвести нужное впечатление, используя «правильный» аромат. Когда и как возник парфюмерный рынок в России и как развивался все эти годы? Какие ароматы любили исторические личности и предпочитают наши знаменитые современники?
Наталья Шахова интересуется парфюмерией много лет, журналист и блогер, пишущий о красоте и ароматах. Консультирует своих многочисленных знакомых и заражает их любовью к нишевой парфюмерии. Первая лекция состоится уже 3-го марта!
Духи «Красная Москва» — пожалуй, самый легендарный аромат советской эпохи. История его неразрывно связана с именем французского химика-парфюмера Августа Мишеля, который приехал в Российскую империю и работал на знаменитой фабрике Генриха Брокара.
Именно там, в преддверии юбилея Дома Романовых, он разработал знаменитый аромат, получивший название «Любимый букет императрицы». Духи имели оглушительный успех, который, увы, продлился всего четыре года — грянула революция.
Когда в двадцатые годы в Москве начали восстанавливать парфюмерную империю Брокара, власти вспомнили о талантливом французе. Тот живо откликнулся на предложение создать аромат, который мог бы стать своеобразным «брендом» новой советской парфюмерии. И вот, в 1925 году на парфюмерной выставке в Москве были представлены новые духи «Красная Москва», по сути — слегка измененная формула «Любимого букета императрицы».
Флакон духов был выполнен в стиле старорусской архитектуры, дизайн первой упаковки был создан художником Андреем Евсеевым, также работавшим ранее на предприятии Брокара.
Постепенно линейка продуктов «Красной Москвы» расширялась. Появились пудра, мыло, одеколон, а затем и туалетная вода. Эти товары продавались как по отдельности, так и в наборе, упакованном в подарочную коробку.
До сих пор рецептура этого парфюма, ставшего визитной карточкой Советского Союза, хранится в секрете.
Dzintars
BUY NOW
Расцвет советской парфюмерии начался в 50-е годы. К этому моменту ленинградская фабрика «Северное сияние» и московская «Новая заря» уже не справлялись с растущими потребностями большой страны, а потому началось развитие производства на периферии.
Были построены и запущены парфюмерно-косметические фабрики в Свердловске, Краснодаре, Казани, Симферополе. Активно развивалось производство и в союзных республиках — начали работать предприятия в Ташкенте, Тбилиси, Риге и других городах. В это же время была произведена реконструкция на крупных предприятиях в Ленинграде, Москве, Харькове, Львове.
В Николаеве в 1944 году начал работу парфюмерный комбинат «Алые паруса». Известный до той поры по большей части как город корабелов, Николаев довольно быстро стал одним из крупнейших производителей парфюма. Особенностью продукции предприятия были уникальные флаконы необычной формы.
Особой популярностью у покупателей в Советском Союзе пользовалась продукция рижской фабрики «Дзинтарс» (Янтарь), которая из-за близости к Европе воспринималась почти как заграничная.
Предприятие было национализировано в 1940 году, когда Латвийская республика вошла в состав СССР. К тому моменту фабрика существовало уже около века: свою историю она ведёт с 1849 года, когда в Риге открылась мыловаренная и парфюмерная мануфактура Генрика Адольфа Бригера.
Ароматы рижских духов были густыми, сильными и горькими, от них веяло «западностью», что и делало продукцию «Dzintars» столь привлекательной. Визитной карточкой прибалтийской парфюмерии были духи «Рижская сирень» (Rigas cerini). Впервые аромат появился в продаже в 1960-е и завоевал репутацию дорогого и элегантного парфюма, который воспринимался советскими женщинами как символ красивой жизни, весны и романтики.
Одним из достижений предприятия стали духи «Тайны рижанки», созданные в 1987 году. Эти духи получили кубок французской парфюмерной компании «Рур» как лучший в СССР аромат для женщин.
Будуар
BUY NOW
Будуар — пару веков назад именно он был главным хранилищем женских секретов! Основной изюминкой интерьера здесь был туалетный столик, который служил одновременно и местом, где хозяйка приводила себя в надлежащий вид, и шкафчиком, где можно было обнаружить всё необходимое — от пудры до щипцов для завивки волос.
Духи занимали на нем особое место, ведь они были не только атрибутом обихода, но и предметом роскоши. Ещё пару веков назад «душистые воды» на спиртовой основе с отдушками из цветов продавались в розлив. Для их хранения использовались изысканные флаконы, в том числе и из настоящего венецианского стекла, украшенного эмалевой росписью. Стекольных дел мастера создавали ёмкости с затейливыми гранями, отливающие рубиновыми, сапфировыми, изумрудными тонами, так, что казалось, что они и впрямь изготовлены из драгоценных камней.
Золотой век русской парфюмерии неразрывно связан с Генрихом Брокаром, который был не только талантливым фабрикантом, но и, как сказали бы в наши дни, гениальным маркетологом.
Когда в 1864 году Брокар основал в Москве собственное производство, он уже не был первооткрывателем на рынке, а потому для привлечения покупателей требовались свежие идеи. Первым же продуктом фабрики стало мыло «Детское», выпускавшееся в виде брусочков с буквами алфавита. Новинка имела огромный успех: многие юные москвичи учились читать именно по «азбуке Брокара».
В начале семидесятых Генрих (Анри) Афанасьевич приступил к выпуску «высокой парфюмерии» — духов и одеколонов, и вновь сумел найти подход к капризной столичной публике. Сенсацией Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1882 году стал фонтан, где вместо воды использовался новый одеколон «Цветочный» — впечатлённые посетители даже окунали в фонтан шляпы и сюртуки.
В 1873 году он встретился с великой княгиней Марией Александровной, дочерью императора Александра II, и преподнес ей в подарок букет из ландышей, фиалок, нарциссов и других душистых цветов. Бутоны были изготовлены из цветного воска и надушены ароматическим эссенциями. Подарок возымел успех, и Брокар получил право именоваться поставщиком государыни Великой Княгини Марии Александровны и даже использовать на вывеске её личный вензель. Впоследствии к юбилею Дома Романовых были выпущены духи «Любимый букет императрицы», которые можно назвать визитной карточкой «империи Брокара».
В Екатеринбурге продукцию «Товарищества Брокар и Ко» можно было приобрести в парфюмерном отделе универсального магазина Агафуровых, что по улице Успенской (сейчас ул. Вайнера, 16б). Постоянным покупателям здесь дарили маленькие подарки: дамам вручались флакончики духов, сопровождавшим их детям — шоколадные «бомбы» с сюрпризами.
Красный мак
BUY NOW
Духи «Красный мак» стали ещё одним знаковым продуктом советской эпохи. Аромат был выпущен московской фабрикой «Новая заря» в 1927 году, через пять лет после прославленной «Красной Москвы», и был приурочен к празднованию 10-летия Октябрьской революции. Создателем «Красного мака» считается парфюмер Давид Гарбер, ещё один мастер старой школы, который до революции трудился на предприятии Генриха Брокара.
Считается, что духи были придуманы под впечатлением от балета «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, повествующем о любви китайской красавицы и советского моряка. Китайский колорит нашёл отражение в композиции аромата. Цветок мака не пахнет, так что Давид Гарбер воплотил собственную фантазию о том, как мог бы благоухать дикий цветок с неистово-алыми лепестками: аромат получился пряным, терпким и сладким.
Согласно французской классификации духов, «Красный мак» следует отнести к духам восточного семейства. Соответствующий дизайн имела и упаковка парфюма: надписи были выдержаны в популярном тогда китайском стиле шинуазри, а коробочка была украшена яркой красно-жёлтой тканевой кисточкой.
Духи «Красный мак» имели большую популярность у партийной элиты, а также у завсегдатаев театров, так как прочно ассоциировались с высоким искусством. Аромат был не только узнаваем, но и весьма устойчив: он держался на коже до 12 часов.
Помимо духов, выпускался одеколон «Красный мак», менее сладкий и менее пряный, а также одноимённые пудра и мыло.