КУЛЬТУРА ЧЕРЕЗ КИЛОМЕТРЫ
Маршал Советского Союза Георгий Жуков расценил операцию по перебазированию заводов как равную "величайшим битвам Второй мировой войны". Но важно помнить, что была и еще одна «битва», не менее значимая для истории страны и человечества – это спасение культурного достояния страны.

Это история об эвакуации десятков крупнейших культурных институций - музеев, театров, оркестров, библиотек. История
о самопожертвовании сотрудников, которые понимали, что они должны спасти не национальное, а мировое достояние. Приезжая в незнакомый город за сотни и тысячи километров
от своей родины, сталкиваясь с бытовыми трудностями,
им предстояло сохранять предметы, стараясь обеспечить максимум необходимых требований, вести научную работу, организовывать выставки и концерты, ставить спектакли, своим творчеством и профессионализмам поддерживать тех, кто жил
и работал в тылу.

При всей значимости и мировой уникальности этого явления сегодня не существует комплексного исследования, того, как это было: единой карты эвакуированных учреждений, того как проводилась эвакуация, как менялись маршруты следования, как и где они были размещены, как функционировали в эвакуации и какой след оставили в приютивших их городах.
Челябинск
Малый театр
Кустанай
Государственный исторический музей Панорама обороны Севастополя Политехнический музей Музей революции СССР
Библиотека им. Ленина
Библиотека иностранной литературы
Ашхабад
Зоологический музей МГУ
Омск
Государственный театр им. Вахтангова
Томск
Белорусский государственный театр Комитет по делам искусств СНК
Пермь (Молотов)
Государственный Русский музей Государственный Мариинский театр (Государственный Кировский театр)
Соликамск
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Музей изящных искусств им. Пушкина)
Нижний Новгород (Горький)
Русский музей
ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Царское Село» («Пушкин»)
ГМЗ «Павловск»
Армавир
Керченский музей
Новосибирск
Государственная Третьяковская галерея Государственный музей искусств народов Востока»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Музей нового западного искусства (1923-1948 гг.)
Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Российский этнографический музей Всероссийский музей им.А.Пушкина Институт русской литературы Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Павловск»
Государственный музей-заповедник «Царское село»
Государственная картинная галерея Художественная галерея им. Т.Шевченко Музей украинского искусства
Музей Т.Г.Шевченко
Смоленский государственный музей-заповедник
Горьковский художественный музей Сумский краеведческий музей Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина
Белорусский государственный еврейский театр
Государственная Ленинградская филармония
Государственный театр кукол под руководством С.Образцова
Новый театр юного зрителя Государственный театр кукол
Екатеринбург (Свердловск)
Музеи Кремля
Государственный Эрмитаж
МХАТ
Государственный театр Красной Армии
Музей-заповедник Херсонес
Союз композиторов
Хвалынск (Саратовская область)
Государственная публичная историческая библиотека Государственный исторический музей
Музей восточных культур
Музей революции СССР
Библиотека им. Ленина
Библиотека иностранной литературы
Ульяновск
Центральный Военно-морской музей
Алма-Ата
Киностудия «Мосфильм»
Киностудия «Ленфильм»
Сарапул
ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Царское Село» («Пушкин»)
ГМЗ «Павловск»
Самара (Куйбышев)
Государственный Большой театр
ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА
Авторы составили перечень учреждений культуры, которые были эвакуированы и список городов, куда они прибыли: 35 крупных государственных музеев, театров, библиотек и 16 городов
Эти сведения не окончательные и подлежат дальнейшему уточнению
ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА
Авторы составили перечень учреждений культуры, которые были эвакуированы, и список городов, куда они прибыли: 35 крупных государственных музеев, театров, библиотек и 16 городов.
Эти сведения не окончательные и подлежат дальнейшему уточнению
ФОРМАТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
Исследовательская работа
Собрать максимально возможное количество любой информации, которая поможет представить масштаб тех уникальных событий. Это работа с архивами и материалами эвакуированных учреждений и учреждений городов, куда они прибыли. Это соединение архивных данных, материалов прессы, воспоминаний участников событий
Создание продуктов проекта
Будет создан единый для страны интернет-ресурс - сайт, на котором будет отражена вся собранная информация, позволит представить масштаб этого явления, комплексно представить историю эвакуации культуры в каждом из городов, который участвовали в приеме институций культуры и коллекций.

Собранные данные будут загружены в маршруты туристического приложения IZI.TRAVEL. Каждая экскурсия - это рассказ и интересные факты, яркие воспоминания, оригинальные звуки и ссылка на сайт, где можно узнать дополнительные подробности.
Спецпроекты
Помимо общей базы данных и серии маршрутов в городах будут реализованы отдельные спецпроекты.
В планах Музея Новосибирска: фотовыставка в четырёх вагонах метро, размещение фотографий на носителях уличной рекламы, проект "Мы слушаем здания» (около зданий, в которых работали эвакуированные учреждения, звучит музыка и радиоспектакли, разговоры людей и оригинальные звуки) и тематическая акция «Ночь музеев».
В планах Музея истории Екатеринбурга и Администрации г. Екатеринбурга: система объявлений-историй в маршрутах общественного транспорта и фестиваль, представляющий музыкальную, театральную и художественную культуру Свердловска, эвакуированную в город в 1941-1945 гг.
2020 - это Год Памяти и Славы, год, когда важно вспомнить и рассказать о людях, которые в тяжелейших военных условиях смогли сделать невозможное, чтобы сохранить историческое и культурное наследие планеты.

Учитывая абсолютную уникальность эвакуации культуры более чем за три тысячи километров в масштабах, которые сегодня трудно представить и осознать, этот проект имеет огромный нравственный и культурный потенциал для современного поколения и может стать одним из ключевых направлений музейного сообщества России в 2020 году
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА