«МЕТРО КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»

Выставка-посвящение юбилеям свердловского метрополитена

26 декабря 2025 — 26 апреля 2026
«МЕТРО КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»

Выставка-посвящение юбилеям свердловского метрополитена

26 декабря 2025 —
26 апреля 2026
Выставка «Метро как предчувствие» посвящена сразу двум юбилеям свердловского метрополитена: датам его закладки (1980) и пуска. Последним днем работы выставки станет 26 апреля 2026 года — дата официального открытия уральской подземки.
Выставка «Метро как предчувствие» посвящена сразу двум юбилеям свердловского метрополитена: датам его закладки (1980) и пуска. Последним днем работы выставки станет 26 апреля 2026 года — дата официального открытия уральской подземки.
Свердловское метро стало 13-м по счету в Союзе. По сей день оно остается самым компактным (первая линия включает в себя лишь 9 станций) и оттого одним из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов в стране. Не известно, о чем чаще шутят горожане — о превратностях погоды или о вероятности постройки второй и третьей линии метро. Потому, видимо, екатеринбургская подземка плотно окружена ореолом мифов, версий и предположений. Погрузиться в них, как и в историю грандиозной стройки, предлагают создатели выставки.
Заголовок «Метро как предчувствие» транслирует ключевую эмоцию экспозиции: настроение предвкушения, ожидания и эйфории, которое охватывало жителей города-миллионника в 1970-е годы при мысли о строительстве «самого современного вида транспорта».

«Хотите зимой покататься на лыжах? Пожалуйста, садитесь в комфортабельные вагоны маршрута Уралмаш — Уктусские горы. Желаете летом покупаться и загореть — давайте к другой платформе, куда подкатывает состав с ВИЗа, берущий курс на озеро Шарташ. Наконец, вы хотите показать приезжим друзьям новый район... К вашим услугам останавливающийся на минутку экспресс, следующий от Втузгородка до привольно раскинувшегося в красивейшей местности академгородка.
...подземный поезд, плавно трогая с места, везет нас под прудом, мимо многих, «одетых» уральскими минералами, станций.
Только от Южной до УЗТМ их девять. А от ВИЗа до УПИ — семь. И каждая имеет «лица необщее выраженье». На «Татищевской», как и в центре, вы вдруг замечаете особое оживление.
...Тут делают пересадки на все направления с минимальной затратой времени. От района Сортировочной подходит сюда специальная (с обособленным полотном, огороженная от жилья, с редкими платформами-остановками) линия скоростного трамвая. Он не так уж намного уступает резвости метро» — такое эссе-фантазия появилось на страницах «Вечернего Свердловска» в 1972 году.

Городская пресса пристально отслеживала все этапы строительства — с момента бурения первых разведочных скважин на трассе «Свердловского метрополитена» в 1974 году специалистами Уральского треста инженерно-строительных изысканий. Многое предстояло делать впервые, с привлечением помощи метростроевцев и проектантов из других городов (Москвы, Харькова, Еревана, Горького): создать в городе Свердловскметрострой и его производственную базу, подготовить кадры специалистов-метростроевцев, обеспечить производство чугунных тюбингов, облицовочных материалов. В этих работах принимали участие многие и многие предприятия, организации и научные институты.

О том, как воплощали в жизнь этот проект, о мечтаниях и дебатах, развернувшихся вокруг нейминга станций и их архитектурно-дизайнерского решения, о торжественных церемониях («первый ковш», «первая сбойка», официальный пуск и начало регулярного пассажирского сообщения) и трудовых буднях, о метро как подвиге и метро как большой мечте расскажем на выставке, партнерами которой стали Екатеринбургский метрополитен, Государственный архив Свердловской области и ООО «Метрострой — ПТС». Фотохроникальный ряд, документы и эскизы дополнят образцы пород, использовавшиеся в отделке станций, и первая форменная одежда машинистов; лента, разрезанная на церемонии пуска, и билет первого пассажира; вещи, принадлежавшие первому директору метрополитена Ивану Титову, и целый ряд других предметов и материалов, хранимых в музее Екатеринбургского метрополитена.

Выставка не ограничивается историческим, хроникальным и предметным рядом. По словам заместителя директора по научной и выставочной деятельности Светланы Булатовой, посетителям, помимо прочего, представится возможность испытать тактильные и обонятельные ощущения, переживаемые при посещении метро, очутиться в кабине машиниста и даже перенестись на несуществующую платформу станции «Бажовская».

«Открытием выставочного проекта “Метро как предчувствие” мы, с одной стороны, завершаем череду юбилейных мероприятий, связанных с 85-летием самого Музея истории Екатеринбурга, которое мы отмечали в уходящем, 2025 году. С другой стороны, рассказывая о 25-летии с момента пуска екатеринбургской подземки, входим в выставочный план 2026 года, — отметил директор музея Игорь Пушкарев. — Пропустить тему метрополитена было бы неверно. Это наша скрепа, в которой, словно в зеркале, отражается история современного города. Идея строительства метро появилась в повестке с рождением миллионного жителя города в 1967 году. Борис Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, сумел убедить Леонида Брежнева и запустить стройку. В 1990-х — 2000-х годах, несмотря на бурное политическое противостояние, тема продолжения метро неизменно объединяла тогдашнего главу города Аркадия Чернецкого и губернатора Эдуарда Росселя. И до сих пор она продолжает оставаться в повестке каждого нового градоначальника и главы региона. А мы, горожане, продолжаем гордиться — на Урале такого больше ни у кого нет. Да, метро небольшое, да, в одну линию из девяти станций, но свое!».

Выставка «Метро как предчувствие» представлена в Доме Качки, по адресу: ул. Карла Либкнехта, 26.
Свердловское метро стало 13-м по счету в Союзе. По сей день оно остается самым компактным (первая линия включает в себя лишь 9 станций) и оттого одним из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов в стране. Не известно, о чем чаще шутят горожане — о превратностях погоды или о вероятности постройки второй и третьей линии метро. Потому, видимо, екатеринбургская подземка плотно окружена ореолом мифов, версий и предположений. Погрузиться в них, как и в историю грандиозной стройки, предлагают создатели выставки.
Заголовок «Метро как предчувствие» транслирует ключевую эмоцию экспозиции: настроение предвкушения, ожидания и эйфории, которое охватывало жителей города-миллионника в 1970-е годы при мысли о строительстве «самого современного вида транспорта».

«Хотите зимой покататься на лыжах? Пожалуйста, садитесь в комфортабельные вагоны маршрута Уралмаш — Уктусские горы. Желаете летом покупаться и загореть — давайте к другой платформе, куда подкатывает состав с ВИЗа, берущий курс на озеро Шарташ. Наконец, вы хотите показать приезжим друзьям новый район... К вашим услугам останавливающийся на минутку экспресс, следующий от Втузгородка до привольно раскинувшегося в красивейшей местности академгородка.
...подземный поезд, плавно трогая с места, везет нас под прудом, мимо многих, «одетых» уральскими минералами, станций.
Только от Южной до УЗТМ их девять. А от ВИЗа до УПИ — семь. И каждая имеет «лица необщее выраженье». На «Татищевской», как и в центре, вы вдруг замечаете особое оживление.
...Тут делают пересадки на все направления с минимальной затратой времени. От района Сортировочной подходит сюда специальная (с обособленным полотном, огороженная от жилья, с редкими платформами-остановками) линия скоростного трамвая. Он не так уж намного уступает резвости метро» — такое эссе-фантазия появилось на страницах «Вечернего Свердловска» в 1972 году.

Городская пресса пристально отслеживала все этапы строительства — с момента бурения первых разведочных скважин на трассе «Свердловского метрополитена» в 1974 году специалистами Уральского треста инженерно-строительных изысканий. Многое предстояло делать впервые, с привлечением помощи метростроевцев и проектантов из других городов (Москвы, Харькова, Еревана, Горького): создать в городе Свердловскметрострой и его производственную базу, подготовить кадры специалистов-метростроевцев, обеспечить производство чугунных тюбингов, облицовочных материалов. В этих работах принимали участие многие и многие предприятия, организации и научные институты.

О том, как воплощали в жизнь этот проект, о мечтаниях и дебатах, развернувшихся вокруг нейминга станций и их архитектурно-дизайнерского решения, о торжественных церемониях («первый ковш», «первая сбойка», официальный пуск и начало регулярного пассажирского сообщения) и трудовых буднях, о метро как подвиге и метро как большой мечте расскажем на выставке, партнерами которой стали Екатеринбургский метрополитен, Государственный архив Свердловской области и ООО «Метрострой — ПТС». Фотохроникальный ряд, документы и эскизы дополнят образцы пород, использовавшиеся в отделке станций, и первая форменная одежда машинистов; лента, разрезанная на церемонии пуска, и билет первого пассажира; вещи, принадлежавшие первому директору метрополитена Ивану Титову, и целый ряд других предметов и материалов, хранимых в музее Екатеринбургского метрополитена.

Выставка не ограничивается историческим, хроникальным и предметным рядом. По словам заместителя директора по научной и выставочной деятельности Светланы Булатовой, посетителям, помимо прочего, представится возможность испытать тактильные и обонятельные ощущения, переживаемые при посещении метро, очутиться в кабине машиниста и даже перенестись на несуществующую платформу станции «Бажовская».

«Открытием выставочного проекта “Метро как предчувствие” мы, с одной стороны, завершаем череду юбилейных мероприятий, связанных с 85-летием самого Музея истории Екатеринбурга, которое мы отмечали в уходящем, 2025 году. С другой стороны, рассказывая о 25-летии с момента пуска екатеринбургской подземки, входим в выставочный план 2026 года, — отметил директор музея Игорь Пушкарев. — Пропустить тему метрополитена было бы неверно. Это наша скрепа, в которой, словно в зеркале, отражается история современного города. Идея строительства метро появилась в повестке с рождением миллионного жителя города в 1967 году. Борис Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, сумел убедить Леонида Брежнева и запустить стройку. В 1990-х — 2000-х годах, несмотря на бурное политическое противостояние, тема продолжения метро неизменно объединяла тогдашнего главу города Аркадия Чернецкого и губернатора Эдуарда Росселя. И до сих пор она продолжает оставаться в повестке каждого нового градоначальника и главы региона. А мы, горожане, продолжаем гордиться — на Урале такого больше ни у кого нет. Да, метро небольшое, да, в одну линию из девяти станций, но свое!».

Выставка «Метро как предчувствие» представлена в Доме Качки, по адресу: ул. Карла Либкнехта, 26.
  • Площадка
    Дом Качки
    ул. Карла Либкнехта, 26
  • Время работы
    Пн, Вт: выходные дни
    Ср, Чт: 10.00 — 19.00
    Пт: 10.00 — 18.00
    Сб, Вс: 11.00 — 18.00
    Касса закрывается за час до окончания работы
  • Касса
    Тел.: +7 (343) 371-21-11
    Стоимость билетов: 100−200 рублей
    Купить билет
    Действует Пушкинская карта