Биологическая метафора в данном случае символизирует постоянно разрастающуюся городскую ткань. В процессе непрекращающихся трансформаций старые дома и сооружения исчезают, разрушаются, но не всегда бесследно.
Яркий пример — советская строительная практика 1920-30-х годов. Усадьбы на центральных городских улицах — Главном проспекте, улице Пушкинской, Тургеневской и пр. — в ходе строительного бума периода существования Уральской области зачастую не сносились, но включались в состав новых построек, надстраивались и перестраивались. Советские здания, подобно мифическим кашалотам, «проглатывали» своих предшественников, так что усадебные сооружения оказывались вмурованы в новые многоэтажные постройки.
Послевоенные десятилетия также знают такие примеры, например, здания Театра музыкальной комедии, Уральского научно-исследовательского института метрологии...
Но хронология выставки значительно шире и охватывает, в том числе, дореволюционный период. Хрестоматийные примеры — здание горной канцелярии, ныне — часть Уральской консерватории, или здание Администрации Екатеринбурга, наследующее бывшему гостиному двору и Деловому дому. Серию пертурбаций и трансформаций пережили Севастьяновский дом, дом Тупикова и т.д.
Отдельный сюжет, нашедший отражение на выставке, — судьба исторических ансамблей в новейшую эпоху.
Архивные фотографии в жанре «было/стало» из фондов Музея истории Екатеринбурга, фотодокументация перестроек (в тех случаях, когда подобная хроника сохранилась), а также современные фотографии Евгения Комолова будут представлены в рамках открывающейся выставки.