Дом Маклецкого
В ДЕТАЛЯХ

Автор: Светлана Булатова
Фото: Федор Телков, Александр Думчиков, Ангелина Котова, Светлана Булатова, фотоархив ДГБ № 10
Следуйте за нами по этажам молчаливого дома, вглядывайтесь в детали и фрагменты интерьеров –
они готовы поведать не одну историю
Из архивных документов известно, что в середине 19 века на этом месте располагался деревянный дом, принадлежавший солдатской вдове по фамилии Лалетина. В 1855 году она продает «домовое место» коллежскому асессору Виктору Михайловичу Пироговскому. На плане 1856 года от деревянного дома не осталось следа. В последующие годы этот и соседний участок застраиваются двумя домами, владельцем усадьбы на момент 1879 года значится Илья Захарович Маклецкий, главный бухгалтер Сибирского торгового банка, перебравшийся на Урал из Санкт-Петербурга (с 1880 года и до своей кончины в 1902 году – директор этого финансового учреждения). При нем двухэтажный угловой дом перестраивается и расширяется, но это далеко не последняя трансформация в истории здания.
Стоя на перекрестке улиц Тургенева и Первомайской и ожидая, пока загорится зеленый свет, давайте рассмотрим приметное четырехэтажное здание. У нас есть время для короткой исторической справки.
Бывшая Верхне-Вознесенская, а позже Тургеневская улица не относилась к числу часто фотографируемых и тиражируемых открыточных видов, тем не менее, пара снимков все же сохранилась. На одном (последняя четверть 19 века) запечатлены оба дома усадьбы Маклецких, на втором, относящемся, по всей видимости, уже к 1910-м годам, мы видим угловой дом после очередной перестройки.
Новый владелец – Николай Александрович Арнольдов, врач Уральского Горного Правления и Уральского горного училища, по всей видимости, заказал переделку дома в модном модерновом вкусе Константину Бабыкину – в ту пору уже известному зодчему. Чертежей или каких-либо подтверждающих документов на сей счет нами обнаружено не было, однако в творческой биографии архитектора упоминается проект дома доктора Арнольдова. Так или иначе, здание приобрело элегантный и респектабельный вид – не в последнюю очередь благодаря эффектному куполу, увенчавшему ассиметричный фасад.
...заказал переделку дома в модном модерновом вкусе Константину Бабыкину – в ту пору уже известному зодчему
И сейчас, и прежде здание имело несколько входов. Попасть в него можно было как с улицы Верхне-Вознесенской, так и с улицы Клубной. Вход со стороны Клубной, если доверяться позднейшим планам 1920-х годов, приводил на лестницу, ведущую сразу на второй этаж. Учитывая, что часть помещений дома еще при Маклецких сдавались внаем, а доктор Арнольдов не только жил, но и принимал больных на Клубной, 24, можно предположить, что второй этаж оставался частной территорией, где располагались личные апартаменты хозяев.
Когда Музей истории Екатеринбурга в 2018 году заехал в пустующее здание бывшей детской поликлиники, эта лестница была замурована. Разобрав преграждавший вход шкаф, мы смогли оценить и удобные, пологие марши, и кованую решетку, чей рисунок вступает в перекличку с оконными решетками концертного зала, расположившегося по соседству, на улице Первомайской.
Спроектированный архитектором Ю. Дютелем по задумке и на средства Ильи Захаровича Маклецкого, зал был передан в распоряжение Екатеринбургского музыкального кружка, деятельным участником которого в течение четверти века оставался сам Маклецкий. Деятельность кружка зачиналась как раз в доме Ильи Захаровича – при активном участии его супруги, Марии Николаевны, наделенной прекрасными вокальными данными (музыкальный талант унаследовали дети и внуки этой необыкновенно одаренной семьи).

Процитируем пространный отзыв, публиковавшийся в екатеринбургской прессе сразу после открытия новой концертной площадки 1 октября 1900 года.
Около 8 часов вечера начался съезд экипажей к красивому зданию, ярко освещенному электрическим светом. Публика, приглашенная на открытие новой залы И.З. Маклецкого, в большинстве незнакомая с расположением помещения, дефилировала по каменной лестнице, другая часть публики осматривала примыкающие к швейцарской длинное и уютное фойе; всюду слышны только одни одобрительные отзывы о вкусе, изяществе и целесообразности здания, предназначенного для той же публики, где она найдет отдых в художественной, артистической и научной сфере. Гостей встречал сам радушный хозяин и провожал их по всем залам, любезно и неутомимо объясняя назначение комнат, устройство сцены и всех приспособлений.

Для всех было ясно, что строителем, возможно, были предусмотрены все детали, чтобы новая зала для концертных и театральных исполнений отвечала своим требованиям. В залу в два света публика одновременно может входить и с парадной лестницы, из фойе со сцены.
Обширная сцена, прекрасно оборудованная для получения декоративных и световых эффектов соединена каменной лестницей с помещением для уборных и с декораторской; готовые полотна через люк подаются из декораторской прямо на сцену не свернутыми на валы, как в большинстве театров. В глубине устроено еще небольшое помещение, которое предназначено также, чтобы пользоваться для различных декоративных эффектов.

Сцена устроена такой высоты, что декорации подымаются прямо наверх также, как и из декораторской, несвернутыми. Главная занавесь написана в элегическом стиле хорошо подобранными тонами. После осмотра помещения, когда публика заняла места, за сценой раздались громкие рукоплескания: члены музыкального кружка приветствовали хлебом-солью хозяина-мецената, в лучшем значении этого слова.
«Уральская жизнь». 1900. 3 октября. № 272. С. 2.
К слову, одна из дочерей Маклецких – Анна, посвятила себя профессиональной певческой карьере, блистала на сцене московских и петербургских театров, посещая и родной для нее Екатеринбург.
Поднимемся по лестнице и очутимся на втором этаже. Современный вид с многочисленными узкими и тесными кабинетами – наследие позднейших перепланировок, связанных с трансформацией усадебного здания в казенное учреждение. Оригинальная планировка была не коридорной, а анфиладной, помещения – просторными, хорошо освещавшимися через высокие арочные окна.
Окна с оригинальной расстекловкой сохранились по сей день, как и отделанные керамической плиткой экраны, примыкавшие к печам в смежных комнатах и сохранившиеся в ряде кабинетов.
Если мы обратим внимание на рисунок потолочных тяг в холле второго этажа, то увидим, где располагалась одна из печей. Печное отопление демонтировали в 1950е годы, когда производился капитальный ремонт здания.
Не тронули лишь камин, в свое время, по всей видимости, служивший украшением парадной залы, где могли собираться хозяева и гости дома. По рассказам бывших сотрудников поликлиники, в какой-то момент над камином нависла угроза – нашлись желающие разобрать его и перевезти к себе на дачу. Однако заведующая поликлиники отстояла едва ли не главную достопримечательность дома. Камин остался на своем месте.
После эмиграции последнего владельца дома в 1919 году – доктора Арнольдова, здание национализировали, и последующее десятилетие здесь располагались судебные органы – Народные суды и Ревтрибунал (последний – непродолжительный отрезок времени с 1921 по 1923 гг.). В начале 1930-х в здание заехал ОЗДиП – Институт охраны здоровья детей и подростков. В 1933-1934 годах здесь открылась детская поликлиника, на втором этаже с отдельным ходом и боксами была организована «консультация для грудных». Тогда же, в 1930-е началась глобальная перестройка дома: к двум имевшимся этажам прибавились еще два. Уникальный архивный снимок запечатлел переходный момент.
Напоминание о том времени – дверные ручки с клеймом завода имени Крыленко, тульского предприятия, специализировавшегося на замочно-скобяных изделиях, переименованного позднее в «Красный Октябрь».
К слову, о совпадениях. Николай Крыленко, имя которого недолгое время носил тульский завод, начиная с 1918 года руководил деятельностью ревтрибуналов, позднее – нарком юстиции. В 1938 году был арестован и расстрелян (а дверная ручка с вымаранной из истории фамилией – осталась!).
Двери и встроенные шкафы – еще одна характерная достопримечательность, оставшаяся от детской районной поликлиники. Институт ОЗДиП просуществовал в этих стенах лишь до 1935 года, но в здании продолжили оказывать врачебную помощь детям все последующие десятилетия. В 1949 году поликлиника на Тургенева, 15 вошла в состав Детской городской больницы № 10.
Сотрудники почтительно именовали свою больничную обитель «лувром» - из-за сохранившихся элементов дореволюционной усадьбы, красивого паркетного пола на втором этаже, позднее застеленного линолеумом, и прочих примет оставшейся в прошлом роскоши. А многочисленные пациенты, лечившиеся здесь или приводившие своих детей, в один голос вспоминают «высоченные потолки» и «крутые лестницы», которые приходилось регулярно штурмовать.
Сотрудники почтительно именовали свою больничную обитель «лувром»...
Здесь вели прием как участковые врачи, так и специалисты узкого профиля: рентгенолог, дерматолог, хирург, отоларинголог... На четвертом этаже базировалось стоматологическое отделение – до переезда в отдельное здание поликлиники на Голощекина. Оригинальные таблички по сей день украшают двери некоторых кабинетов.
На третьем этаже работал кабинет физлечения: несколько смежных помещений, отделенных одно от другого арочными проемами и оборудованных разнообразной медицинской техникой, включая аппараты магнитотерапии, утльтразвуковой терапии, УВЧ и т.д.
Мы незаметно очутились на четвертом этаже и глядим из окна на открывающийся вид. Храм Вознесения теперь перекрывается новейшим причудливым сооружением. Закроем глаза, откроем вновь и представим, что ста лет – как ни бывало
В 2018 году здание бывшей поликлиники перешло в оперативное управление Музея истории Екатеринбурга. Новый филиал Музея задумывался совместно с Фондом городских инициатив как Центр городских практик, объединяющий исследователей города, креативный бизнес и гражданских активистов для развития проектов в сферах культуры, искусства, истории, экологии, образования и работы с городской средой.

Была реализована яркая программа Дома: лекции, исследовательско-просветительские лаборатории и семинары, выставки, читки, театральные премьеры и перформансы.

Сейчас Дом Маклецкого переживает реформацию. Часть помещений занимают фонды МИЕ. В Доме располагаются Научно-информационный отдел музея и отдел Археологии.

Первые этажи вскоре продолжат работать как общественное пространство. Научный сотрудник МИЕ, историк и антрополог Вячеслав Печняк разрабатывает новую концепцию площадки и в ближайшее время представит её широкой аудитории в качестве куратора Дома.
Другие материалы проекта