85-летие Музея истории Екатеринбурга
Репортаж с празднования юбилея
85-летие
Музея истории Екатеринбурга
Репортаж с празднования юбилея
В 6 часов вечера при стечении партийной, комсомольской и профсоюзной элиты директор Музея… Так 3 июня 1940 года начинался Музей истории Екатеринбурга! Точнее, тогда еще совсем не истории и совсем не Екатеринбурга, а Мемориальный дом-музей Якова Михайловича Свердлова — первый президентский центр, появившийся в советском Свердловске. Его правопреемником является Музей истории Екатеринбурга, команда которого 3 июня ровно в 18.00 начала отмечать 85-летие со дня основания институции и 30-летие со дня присвоения ей современного названия. Празднование длилось 26 часов 37 минут. Подробности того, как все происходило, — в отчете ниже.
В 6 часов вечера при стечении партийной, комсомольской и профсоюзной элиты директор Музея… Так 3 июня 1940 года начинался Музей истории Екатеринбурга! Точнее, тогда еще совсем не истории и совсем не Екатеринбурга, а Мемориальный дом-музей Якова Михайловича Свердлова — первый президентский центр, появившийся в советском Свердловске. Его правопреемником является Музей истории Екатеринбурга, команда которого 3 июня ровно в 18.00 начала отмечать 85-летие со дня основания институции и 30-летие со дня присвоения ей современного названия. Празднование длилось 26 часов 37 минут. Подробности того, как все происходило, — в отчете ниже.
часть 1
«Мечтать не вредно!»
часть 1
«Мечтать не вредно!»
В конце мая на фасаде исторического здания музея по ул. Карла Либкнехта, 26 появился плакат с волнующим названием «Мечтать не вредно!» Стилизованная под бабочку надпись, небо с облаками и бюсты Якова Свердлова и Клавдии Новгородцевой, словно херувимы, парящие над прохожими — вызывали странные размышления и ассоциации. Уж, больно все это похоже на образы Эрика Булатова, использованные для дизайн-решений в Ельцин Центре. Зала Свободы, к примеру… Более того, странный плакат зазывал на выставку-разоблачение! И более осведомленные лица шептались — мол, выставку делала известный в городе экспозиционер Светлана Булатова. В воздухе повисли два вопроса. Не родственница ли? Что вообще там внутри МИЕ такое происходит?
В конце мая на фасаде исторического здания музея по ул. Карла Либкнехта, 26 появился плакат с волнующим названием «Мечтать не вредно!» Стилизованная под бабочку надпись, небо с облаками и бюсты Якова Свердлова и Клавдии Новгородцевой, словно херувимы, парящие над прохожими — вызывали странные размышления и ассоциации. Уж, больно все это похоже на образы Эрика Булатова, использованные для дизайн-решений в Ельцин Центре. Зала Свободы, к примеру… Более того, странный плакат зазывал на выставку-разоблачение! И более осведомленные лица шептались — мол, выставку делала известный в городе экспозиционер Светлана Булатова. В воздухе повисли два вопроса. Не родственница ли? Что вообще там внутри МИЕ такое происходит?
Гости, увлеченные на выставку увлекательной кураторской экскурсией Светланы Булатовой, еще долго не хотели в тот день расходиться. Пришлось обещать — до конца августа экспозицию не закроем! Сделать это было совсем не трудно, ибо ровно то же самое гласил и тот самый плакат на стене здания, с которого мы начали свой отчет. Подробности того, зачем на выставку принесли посмертную маску Свердлова, кто и как вернул бюсту Клавдии Новгородцевой нос, при чем здесь восковая голова и рука Петра I, а также откуда в музее взялся столик для карточных игр — с вашего позволения опустим.
Гости, увлеченные на выставку увлекательной кураторской экскурсией Светланы Булатовой, еще долго не хотели в тот день расходиться. Пришлось обещать — до конца августа экспозицию не закроем! Сделать это было совсем не трудно, ибо ровно то же самое гласил и тот самый плакат на стене здания, с которого мы начали свой отчет. Подробности того, зачем на выставку принесли посмертную маску Свердлова, кто и как вернул бюсту Клавдии Новгородцевой нос, при чем здесь восковая голова и рука Петра I, а также откуда в музее взялся столик для карточных игр — с вашего позволения опустим.
часть 2
Форум музеев городов России
часть 2
Форум музеев городов России
Ночь с 3 и 4 июня была для коллектива музея-юбиляра коротка и практически незаметна. Кто-то доучивал роли второго дня, кто-то примерял новый образ, в том числе заячий. Иные мастерили презентации и готовили речи. Остальные же занимались едой и напитками (куда же сейчас без хорошего фуршета, а лучше двух). В том смысле, что сервировали столы. В промежутках фасовали подарки. Проще говоря, спали мало, трудились упорно. Кое-кто не успел даже и до дома доехать. А самый опытный управленец музея Оксана Мокеева держала руку на пульсе ключевых процессов (особенно там, где рука директора Пушкарева сползала на другие пульсирующие точки).
Ночь с 3 и 4 июня была для коллектива музея-юбиляра коротка и практически незаметна. Кто-то доучивал роли второго дня, кто-то примерял новый образ, в том числе заячий. Иные мастерили презентации и готовили речи. Остальные же занимались едой и напитками (куда же сейчас без хорошего фуршета, а лучше двух). В том смысле, что сервировали столы. В промежутках фасовали подарки. Проще говоря, спали мало, трудились упорно. Кое-кто не успел даже и до дома доехать. А самый опытный управленец музея Оксана Мокеева держала руку на пульсе ключевых процессов (особенно там, где рука директора Пушкарева сползала на другие пульсирующие точки).
Дискуссия была долгой и жаркой. Звучали цитаты из нормативных актов Министерства культуры РФ, решений Союза музеев России и ИКОМ (Международного совета музеев). Со словами «кейс», «референс», «вайб» и «движ» (конечно же, музейный движ) знатоки сыпали примерами из жизни. Тем более что в качестве спикеров выступали яркие представители музейного сообщества со всей России. Кроме упомянутой выше Светланы Козуб вопросы задавали и ответ держали директор Музея Ижевска Анастасия Юрпалова, директор Музея истории Махачкалы Наида Дибирова, директор Музея Новосибирска Елена Щукина, заместитель директора Музея истории города Ярославля Наталия Королева. Методически и энциклопедически всех опекала и направляла ученый секретарь Музея Москвы Наталья Катонова.
Дискуссия была долгой и жаркой. Звучали цитаты из нормативных актов Министерства культуры РФ, решений Союза музеев России и ИКОМ (Международного совета музеев). Со словами «кейс», «референс», «вайб» и «движ» (конечно же, музейный движ) знатоки сыпали примерами из жизни. Тем более что в качестве спикеров выступали яркие представители музейного сообщества со всей России. Кроме упомянутой выше Светланы Козуб вопросы задавали и ответ держали директор Музея Ижевска Анастасия Юрпалова, директор Музея истории Махачкалы Наида Дибирова, директор Музея Новосибирска Елена Щукина, заместитель директора Музея истории города Ярославля Наталия Королева. Методически и энциклопедически всех опекала и направляла ученый секретарь Музея Москвы Наталья Катонова.
часть 3
Отражение. Театрализованный перформанс
часть 3
Отражение. Театрализованный перформанс
Спустя 24 часа после начала празднования юбилея МИЕ, к 18:00 4 июня, вся честная компания и присоединившиеся к ней иные лица переместились в «дом-расческу». Под этим названием в Екатеринбурге известен памятник конструктивизма, самый большой дом-коммуна Советского Союза (по крайней мере, так говорят), на пр. Ленина, 52. С 2021 года здесь расположен еще один филиал МИЕ — кластер «Л52». По одну сторону киностудия, по другую травмпункт, перед фасадом, через дорогу Штаб военного округа. Делать нечего, приходится креативить!
Спустя 24 часа после начала празднования юбилея МИЕ, к 18:00 4 июня, вся честная компания и присоединившиеся к ней иные лица переместились в «дом-расческу». Под этим названием в Екатеринбурге известен памятник конструктивизма, самый большой дом-коммуна Советского Союза (по крайней мере, так говорят), на пр. Ленина, 52. С 2021 года здесь расположен еще один филиал МИЕ — кластер «Л52». По одну сторону киностудия, по другую травмпункт, перед фасадом, через дорогу Штаб военного округа. Делать нечего, приходится креативить!
Праздник вступил в свою кульминационную, а вместе с тем и финальную стадию. И первым делом здесь случилось «Отражение» — теперь уже нашумевший театрализованный перформанс в постановке известного режиссера Ирины Нечаевой. «Музей — капля, в которой отражается весь мир. Мы — Музей. Мы — гиперпространство между прошлым и сегодняшним!» — гласила программка, которую раздали собравшимся перед началом показа. На фоне таких заявлений заячьи образы тех, кто сопровождал гостей в зал, вопросов уже не вызывали…
Праздник вступил в свою кульминационную, а вместе с тем и финальную стадию. И первым делом здесь случилось «Отражение» — теперь уже нашумевший театрализованный перформанс в постановке известного режиссера Ирины Нечаевой. «Музей — капля, в которой отражается весь мир. Мы — Музей. Мы — гиперпространство между прошлым и сегодняшним!» — гласила программка, которую раздали собравшимся перед началом показа. На фоне таких заявлений заячьи образы тех, кто сопровождал гостей в зал, вопросов уже не вызывали…
Но вернемся к «Отражению». В реализации этого самодеятельного и глубоко философского проекта поучаствовали Свято-Никольский камерный оркестр, Городские актерские мастерские, Академический хор «Л52» во главе с Екатериной Лахтиной, объединение «Шорох», движение «Про.Добро». Все те, кто несколько последних лет вместе с МИЕ строят здесь креативный кластер. Чуть позже Илья Марков, наблюдавший за действом с высоты второго этажа зала, заявил об «особой атмосфере» МИЕ. Зачинщики и участники перформанса без тени сомнения сочли это за комплимент. А Роман Дорохин ко всеобщему удовольствию музейного коллектива назвал МИЕ «главным музеем» города. Тень сомнения снова никого не стала омрачать.
Но вернемся к «Отражению». В реализации этого самодеятельного и глубоко философского проекта поучаствовали Свято-Никольский камерный оркестр, Городские актерские мастерские, Академический хор «Л52» во главе с Екатериной Лахтиной, объединение «Шорох», движение «Про.Добро». Все те, кто несколько последних лет вместе с МИЕ строят здесь креативный кластер. Чуть позже Илья Марков, наблюдавший за действом с высоты второго этажа зала, заявил об «особой атмосфере» МИЕ. Зачинщики и участники перформанса без тени сомнения сочли это за комплимент. А Роман Дорохин ко всеобщему удовольствию музейного коллектива назвал МИЕ «главным музеем» города. Тень сомнения снова никого не стала омрачать.
часть 4
И о подарках...
часть 4
И о подарках...
Спустя 26 часов и 37 минут с момента начала празднования Музей истории Екатеринбурга оказался укутан добрыми пожеланиями и яркими поздравлениями, поступившими от сотен коллег и друзей.
Фонды МИЕ пополнили:
Спустя 26 часов и 37 минут с момента начала празднования Музей истории Екатеринбурга оказался укутан добрыми пожеланиями и яркими поздравлениями, поступившими от сотен коллег и друзей.
Фонды МИЕ пополнили:
Копия Знамени Победы, которое вручила председатель Екатеринбургской городской думы Анн Гурарий. Она призналась, что присматривает за музеем и многие его проекты ей очень нравятся. В частности, выставочная трилогия «Походный альбом», «Письма с фронта» и «Восточный эшелон», реализованные к 80-летию Победы.

Со старинным пушечным ядром приехали на праздник коллеги из Каменска-Уральского. Директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер подарил бюст изобретателя радио Александра Попова с надписью «1932», и, похоже, это не вес металла. Программный директор Ельцин Центра Илья Смирнов пришел с «картиной в картине» — это произведение Алены Дергилевой «Екатеринбург. Ленина-5. Старик Букашкин». Вручая ее, был добр и приветлив — сильно педалировать тему первого / второго президентского центра в Екатеринбурге не стал. Директор Музея истории Екатеринбурга в 2008–2012 годах Расим Назипов подарил редкую игрушечную швейную машинку с пожеланием организовать с ее участием выставку для детей-детей и детей-взрослых.
Копия Знамени Победы, которое вручила председатель Екатеринбургской городской думы Анн Гурарий. Она призналась, что присматривает за музеем и многие его проекты ей очень нравятся. В частности, выставочная трилогия «Походный альбом», «Письма с фронта» и «Восточный эшелон», реализованные к 80-летию Победы.

Со старинным пушечным ядром приехали на праздник коллеги из Каменска-Уральского. Директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер подарил бюст изобретателя радио Александра Попова с надписью «1932», и, похоже, это не вес металла. Программный директор Ельцин Центра Илья Смирнов пришел с «картиной в картине» — это произведение Алены Дергилевой «Екатеринбург. Ленина-5. Старик Букашкин». Вручая ее, был добр и приветлив — сильно педалировать тему первого / второго президентского центра в Екатеринбурге не стал. Директор Музея истории Екатеринбурга в 2008–2012 годах Расим Назипов подарил редкую игрушечную швейную машинку с пожеланием организовать с ее участием выставку для детей-детей и детей-взрослых.
Деньги дарили тоже, все в виде сертификатов. Самым щедрым оказался Илья Марков (и раскрывать насколько мы не станем). Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин вручил сертификат на реставрационные работы. А еще, с наилучшими пожеланиями сертификат на благие музейные дела подарили председатель попечительского совета «Центра Татищева» Геннадий Черных и директор АНО Владимир Маленьких.

Как кажется, самым оригинальным образом поступила руководитель томского музей, подарив МИЕ день работы своего учреждения. А вот что такое «Лезгинка» и кто вручил «Божественную комедию» с золотыми страницами, расскажем только в личной переписке и только по большому секрету.

ИТОГО: 27 книг, брошюр и журналов, 11 поздравительных адресов от органов муниципальной, региональной и федеральной власти в рамках, а также бизнес-структур, общественных организаций и 3 адреса в особых папках разных цветов, 12 магнитиков, 9 больших и малых букетов, 5 коробок конфет, 4 календаря, 3 сертификата, 3 ежедневника, 3 сосуда с сыпучими продуктами и жидкостями, 3 картины и 1 стеклянное панно, 2 кружки, 1 знамя, 1 ядро, 1 швейная машинка, 1 бюст, 1 пресс-папье, 1 брелок для ключей, 1 чайный сервиз, 1 коробка с набором пакетиков веществ растительного происхождения (ни о чем противозаконном речь не идет).

Спасибо за все, ваш Музей истории Екатеринбурга!

P.S. Приносим извинения за приведенные статистические данные. Просто в фондах МИЕ привыкли все считать. Максимально четко считать.
Деньги дарили тоже, все в виде сертификатов. Самым щедрым оказался Илья Марков (и раскрывать насколько мы не станем). Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин вручил сертификат на реставрационные работы. А еще, с наилучшими пожеланиями сертификат на благие музейные дела подарили председатель попечительского совета «Центра Татищева» Геннадий Черных и директор АНО Владимир Маленьких.

Как кажется, самым оригинальным образом поступила руководитель томского музей, подарив МИЕ день работы своего учреждения. А вот что такое «Лезгинка» и кто вручил «Божественную комедию» с золотыми страницами, расскажем только в личной переписке и только по большому секрету.

ИТОГО: 27 книг, брошюр и журналов, 11 поздравительных адресов от органов муниципальной, региональной и федеральной власти в рамках, а также бизнес-структур, общественных организаций и 3 адреса в особых папках разных цветов, 12 магнитиков, 9 больших и малых букетов, 5 коробок конфет, 4 календаря, 3 сертификата, 3 ежедневника, 3 сосуда с сыпучими продуктами и жидкостями, 3 картины и 1 стеклянное панно, 2 кружки, 1 знамя, 1 ядро, 1 швейная машинка, 1 бюст, 1 пресс-папье, 1 брелок для ключей, 1 чайный сервиз, 1 коробка с набором пакетиков веществ растительного происхождения (ни о чем противозаконном речь не идет).

Спасибо за все, ваш Музей истории Екатеринбурга!

P.S. Приносим извинения за приведенные статистические данные. Просто в фондах МИЕ привыкли все считать. Максимально четко считать.