ГОРОДСКОЙ ТЕАТР.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

c 12.10.17

Музей истории Екатеринбурга
ул. Карла Либкнехта, 26
В рамках камерной экспозиции выставлены уникальные экспонаты, позволяющие проследить историю возведения здания – от оригинала столичного журнала «Зодчий» с объявлением конкурса на лучший проект городского театра в 1902 году, до чертежей проекта театра и уникальных фотографий из фондов Государственного архива Свердловской области, снятых во время его строительства.

Здание академического театра оперы и балета, которое сегодня жители Екатеринбурга называют «Белым лебедем», изначально задумывалось как знаковое для города – и по подходу к строительству, и по масштабу, и по расходам на его возведение. Строительство театра стало самой крупной и роскошной городской постройкой начала XX века. Собственный роскошный театр приближал Екатеринбург к статусу столичных городов, подготавливая почву для будущего спора регионов о третьей столице страны.
Автором победившего на всероссийском конкурсе проекта стал пятигорский архитектор Владимир Семенов, впоследствии ставший автором Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Проект под названием «Светлана» ориентировался на знаменитые Венский и Одесский театры. Позднее проект был переработан и дополнен блестящими уральскими архитекторами, скульпторами и инженерами, которые воплощали в жизнь замысел Владимира Семенова. Так, начинающий архитектор Константин Бабыкин, ставший ведущим уральским архитектором в 40 – 50-е гг XX в, внес элементы ренессанса и барокко. Инженер Лебедев делал расчеты по железобетонным конструкциям - впервые в Екатеринбурге был применен железобетон, который сделал возможным необычную форму зрительного зала и обеспечил великолепную акустику. Скульптор А.Вейнберг и архитектор И.Янковский отвечали за скульптурное оформление здания.

На строительство городского театра была потрачена колоссальная сумма – 300 тысяч рублей, что составляло третью часть городского бюджета. Примечательно, что большая часть этих денег была собрана в течение двадцати лет как добровольное самообложение горожан 10-процентным сбором при покупке билетов на все зрелищные мероприятия. Как отмечали современники, театр сразу стал своеобразным местом притяжения для всех горожан - на спектакли ходили банкиры и золотопромышленники, интеллигенция и мещане, простой городской люд. Именно в Театре оперы и балета в октябре 1917 года в городе была провозглашена советская власть.