Аэропорт Уктус

история городской авиации
История строительства Аэровокзала аэропорта «Уктус» неразрывно связана начальным этапом развития авиации России, отражена в хронологии событий, зафиксированных прессой.

История авиации в Екатеринбурге начинается с марта 1917 года, когда был создан Екатеринбургский Аэроклуб. Аэроклуб возглавил известный уральский метеоролог и физик Г. Ф. Абельс - директор Екатеринбургской обсерватории. В марте 1917 года организационное оформление аэроклуба было согласовано в Петербурге во Всероссийском аэроклубе.

Переговоры от имени комиссии проводил военный летчик А. Д. Муратов. В своем письме от 28 марта 1917 года на имя председателя Екатеринбургской городской Думы он просил помощи в приискании поля для аэродрома, обращал внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом, где было «место ровное и весьма подходящее для полетов». А 27 (14) июля 1917 года состоялось организационное собрание, которое постановило присвоить создающемуся обществу название «Екатеринбургский Аэроклуб».
31 марта 1923 г. в помещении Уралэкосо под председательством Г. И. Ломова проходит первое организационное собрание друзей воздушного флота (УралОДВФ). Основная функция организации - способствовать развитию авиации. На совещании было принято решение об организации первого воздушного рейса Москва-Екатеринбург. В организационную группу вошли: Алферов, Руденский, Мудрик, Онуфриев, Цыпин, Новоселов, Гей, Наумов и Соловьев. С 8 по 22 июля 1923 г. проходила неделя авиации в Екатеринбурге. В ходе недели авиации проходили концерты и доклады о значении воздухофлота. 9 июля Екатеринбургский горсовет выпустил постановление:
«срочно принять меры к постройке в Екатеринбурге аэродрома. Уральскому ОДВФ приступить к разработке плана постройки и просить Центральный ОДВФ о продлении открываемой в ближайшее время линии Москва – Казань до Екатеринбурга»
В результате в состав ОДВФ вступило 980 человек индивидуально и 179 коллективно; принято пожертвований на самолет «Красный Урала» 154554 рубля. 14 июля 1923 г. при УралОДВФ создается аэроклуб.

В сентябре 1923 г. проходила «неделя авиации» по Сибири. К этому событию Добролет организовал эпизодический перелет Москва – Ново-Николаевск. Самолет «Юнкерс» должен был вылететь из Москвы 3 сентября и совершить посадку в следующих пунктах: Нижний Новгород, Казань, Сарапул, Екатеринбург (5-6 сентября) и Челябинск. В Екатеринбург прибывает специальная комиссия по подготовке временного аэродрома – площадки для посадки самолета. Местом для аэродрома выбрана площадка за цыганской слободой между Елизаветинским и Уктусским трактом.

Самолет совершил посадку 9 сентября 1923 г.
«По причине воскресения на временном аэродроме, за Цыганской площадкой в пролеске небывалая толпа. В середине поля в виде буквы «Т» расположено полотно (воздушный маяк), тут же недалеко горит дымный костер»
15 ноября 1923 г. на совещании в УралОДВФ было принято решение: «все собранные средства обратить на постройку 2-х пассажирских самолетов, наименованных: первый «Красный Урал» и второй – «Пермский железнодорожник».

Помимо именных самолетов УралОДВФ заказывает и «обычные» самолеты. Так в феврале 1920 года в Екатеринбург прибывают два самолета системы Форман XXX. Тогда же озвучивается идея строительства постоянного Екатеринбургского аэродрома для обслуживания линии Москва – Екатеринбург». Проектирование было поручено инженеру Кацу. На месте аэродрома одной из первых построек должен быть ангар из асбестита.

22 марта 1924 г. первый уральский пилот П. В. Клюев на самолет «Юнкерс-13» (Ю-13) произвел посадку на аэродроме Уктус, завершив перелет из Москвы. Уралоблисполком и правление общества друзей воздушного флота получили первый самолет. Началось становление Уральской гражданской авиации.

1 мая 1924 г. состоялась торжественная передача 6-ти самолетов на площади-аэродроме за Цыганской слободой: три аэроплана, два «Формана» и один «Юнкерс». «Энкерс» назвали «Красный Урал», один «Форман» - «Уральский комсомолцец», другой – «Смычка». Участники праздника заполнили аэродром за Цыганской Слободой, где выстроились самолеты. Председатель Уралоблисполкома Д. Е. Сулимов, стоя на крыле самолета, обратился к собравшимся с речью. Он говорил о значении воздушного флота и призвал собирать средства на постройку новой уральской эскадрильи. Сцену заснял известный кинооператор Эдуард Тиссе, фильм демонстрировался в кинотеатрах города и области. В мае Свердловский окрисполком передал участок земли под аэродром в городской даче в сторону Уктуса.

В июле 1924 г. УралОДВФ решило избрать новое место для аэропорта.
«Теперешний аэродром (около свечного заводика) находится в черте города, что по авиационным правилам не допускается. Кроме того площадь теперешнего аэродрома неудобная для подъемов и посадок самолетов. Новый аэродром будет расположен на так называемой «Татарской елани». Эта местность находится за чертой города по направлению к Уктусу, в 1,5 верстах от теперешнего аэродрома».
На подготовительные работы по оборудованию нового аэродрома УОДВФ было отпущено 50000 рублей. В августе 1924 работы уже идут, начато строительство двухэтажного дома для обсуживающего персонала.

На 1925 г. УралОДВФ ставит цель - завербовать в ряд членов ОДВФ 250.000 человек, построить Уральскую Воздушную Эскадрилью имени Я. М. Свердлова в 15 самолетов и оборудовать Областной аэродром в городе Свердловске.

Январь 1925 – закончена постройка дома для комендатуры аэродрома. Планируется расширение посадочной площадки ко дню авиации – 14 июля 1925 г., к концу летнего сезона устройство бензинохранилища и подъездного шоссейного пути.

В июне 1927 года начался сбор денег на новый самолет «Уральский рабочий».
В 1927 году начальник ВВС РККА П. И. Баранов вызвал в Москву командира 18-й разведывательной авиа-эскадрильи Степана Герасимовича Пичугова. Он должен был разведать возможность организации воздушной линии Москва – Иркутск. Вся трасса от Москвы до Иркутска была разделена на четыре участка: Москва – Казань, Казань – Свердловск – Курган, Курган – Омск – Новосибирск и Новосибирск – Иркутск.
19 июля 1928 года открылся первый этап воздушно-почтовой линии Москва – Новосибирск через Свердловск. 22 июля в Свердловске пролетает первый почтовый самолет. С этого дня устанавливается постоянное авиапочтовое сообщение – Москва-Свердловск. Из Свердловска самолеты отправляются в Москву 2 раза в неделю.

Второй этап этой же авиалинии открылся 1 августа 1928 года. Перелет Москва – Свердловск занимает 11 часов.

15 мая 1929 г. «Добролет» на самолетах «Фоккер CIVБИС» начинает выполнять регулярные почтовые рейсы по маршруту Москва (Ход.) — Арзамас — Казань — Янаул — Свердловск— Курган — Омск — Анжеро-Судженск — Новосибирск — Красноярск — Нижнеудинск — Иркутск.

Первым начальником Свердловского аэропорта в 1929 году стал Степан Григорьевич Пичугов. В этот год через аэропорт выполняются перелёты по маршрутам Харьков — Москва — Казань — Курган — Свердловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск, Ленинград — Ярославль — Вятка — Пермь— Уфа — Оренбург — Казань — Москва — Витебск — Ленинград.

15 мая 1930 года открылась воздушная почтовая линия Москва – Иркутск со стоянкой в Свердловске 20 минут. Через три месяца начались полеты по маршруту Свердловск — Челябинск — Магнитогорск.

В 1931 г. открывается прямая почтово-пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород — Янаул — Свердловск. С 1932 г. начаты регулярные полеты в Обдорск (Салехард) через Тавду, Тобольск, Самарово (Ханты-Мансийск), Березово.

С 1 июля 1932 г. на «АНТ-9» установлены пассажирские перевозки с Москвой через Арзамас, Казань, Янаул.

В 1933 г. открылись почтовые авиалинии по маршрутам Свердловск — Каменск — Багаряк — Продокамск — Шумиха — Щучье — Мишкино, на «Сталь-2» начались регулярные полеты по маршруту: Свердловск — Челябинск — Магнитогорск. «От единичных, случайных перелетов с пассажирами на небольшие расстояния уральский отряд воздуховлота шагнул к регулярным рейсам между крупнейшими центрами области, связав Свердловск с Москвой, Челябинском, Дальним Севером».

18 августа 1933 г. в Свердловске впервые отмечали День авиации, впервые на Урале проведены прыжки парашютистов с самолетов.

19 мая 1934 г. при реорганизации и объединении образовано Уральское Территориальное Управление ГВФ с базовым аэродромом в г. Свердловск.

16 августа 1934 года. открылась воздушная линия «Свердловск – Сарапул –Пермь.

18 августа 1934 г. на аэродроме гражданской авиации состоялся парад, в самолетах «К-5» и «П-5» совершены полеты над городом.

2 марта 1935 г. Свердловский аэропорт стал одной из точек зимнего арктического перелета летчиков М. В. Водопьянова и Линделя по маршруту Москва – мыс Шмидта – Москва. В течение года в Свердловском аэропорту приземляются агитсамолеты.

18 августа 1935 г. начальник Уральского управления воздушного флота А. И. Сергеев отметил существенный рост прохождения самолётов через порт, что увеличило поток пассажиров, почты и грузов. Так за первую половину 1934 года прошло 800 самолетов, за соответствующее время в 1935 году порт принял и выпустил уже около 1200 самолетов.

В 1935 г. и в 1936г. совместно с Казахским территориальным управлением открываются авиалинии Акмолинск — Атбасар — Кустанай — Челябинск — Свердловск, Свердловск — Алма-Ата.

4 июня 1936 года сообщается, что ежедневно в Свердловский аэропорт прибывает до 25 самолетов в день (вместе с местной сельхозавиации). Продолжительность полета до Москвы составляет 8 часов.

15 июля 1936 года. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота комкор И. Ф. Ткачев сообщает планах оборудования трассы от Москвы до Новосибирска и о том, что в будущем году в Свердловском аэропорте будет построен технически совершенный аэровокзал.

18 августа 1936 г. в Свердловском аэропорту к Дню авиации проводится авиамассовка с парадом, митингом, показом достижений пилотов – фигурные полеты и высший пилотаж, групповыми прыжками парашютистов.

11 сентября 1936 г. в Свердловском аэропорту совершил посадку участник перелета Лос-Анджелес – Москва пилот С. Леваневский.

12 февраля 1937 г. в Свердловском аэропорту совершили посадку участники большого арктического перелета Москва – Уэллен – Москва.

24 апреля 1937 г.
«на территории Свердловского аэропорта гражданской авиации началось строительство каменного аэровокзала по проекту архитектора тов.Ткач (Москва, Аэропроект). Здание будет двухэтажное, с цокольным этажом и вышкой для световых сигналов. В основу архитектурного оформления положены четкие простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья – летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторана со столовой для летного состава. В первом этаже разместятся: управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная и пр. Во втором этаже – гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будет гостиная и комната пассажиров, с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов – двухместные. Сейчас уже заложен фундамент и выложена половина стен первого этажа»
Строительство завершается в ноябре к XX годовщине Октябрьской революции.

В мае 1938 г. на самолете «ПС-40» (пассажирская версия самолёта АНТ-40) выполнены технические рейсы по маршруту Москва — Казань — Свердловск — Омск — Новосибирск. С 11 июня 1938 г. начаты регулярные почтовые рейсы.
Аэропорт «Уктус» вместе с построенным в 1937г. зданием Аэровокзала имел большое значение в становлении и развитии авиации России. Здание аэровокзала и связанная с ним территория является объектом, свидетельствующим о развитии науки и техники в ходе исторических событий, представляет собой ценность с точки зрения социальной культуры, является подлинным источником информации. Аэровокзал аэропорта «Уктус» является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
В подготовке заметки использованы материалы:

1. «Уральский рабочий», газета, выпуски 29.06.1923, 12.07.1923, 11.09.1923, 23.11.1923, 05.05.1924, 10.07.1924, 23.08.1924, 31.01.1925, 17.06.1925, 01.05.1926, 10.1926, 21.10.1926, 20.07.1928, 01.08.1928, 16.05.1930, 18.08.1933, 20.08.1933, 16.08.1934, 18.08.1934, 18.08.1935, 04.06.1936, 16.07.1936, 24.04.1937, 29.07.1967.

2. Как Выросли крылья. П. Клюев. «Уральский следопыт», 1967, №3.

3. Авиация Урала начиналась так. А. Крушинский. «Вечерний Свердловск», 05.07.1967

4. Электронный ресурс http://www.aviaposter.ru/

5. Фото - Государственный архив Свердловской области
Другие материалы о жизни в Свердловске