Народные университеты – это серия просветительских инициатив от городских экспертов, направленных на изучение города, его феноменов, образов и символических точек на карте
Название восходит к советским «народным университетам» - общественным учебным организациям, «способствующим самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся».

В 1964 году в стране работало около 10 тыс. народных университетов, в которых училось почти два миллиона человек. Народные университеты не устанавливали для своих слушателей никаких ограничений ни по возрасту, ни по специальности, что позволяло привлекать к обучению всех желающих. Обучение в народных университетах было непродолжительным: за короткое время возможно было освоить экспресс-программы сразу нескольких факультетов.

Сегодня мы наблюдаем похожую тенденцию – запрос на дополнительное образование и получение знаний в новой для человека отрасли, отвечающей его интересам и устремлениям – в формате многочисленных образовательных площадок и платформ, офф-лайн и он-лайн. Некоторые люди, получая новые знания и компетенции, удовлетворяют свой запрос на саморазвитие, другие используют полученные знания как шанс кардинально изменить судьбу, профессию, обрести единомышленников.
Создание краеведческих «факультетов» – это возможность получения общетеоретических и методологических знаний горожанами в различных областях (разработка авторских маршрутов и путеводителей, создание книг воспоминаний и мемуаров, создание городской айдентики и тд.) с привлечением ведущих в своих направлениях экспертов-лекторов.

В роли тьюторов в Народных университетах 2.0 выступают историки и краеведы, практикующие экскурсоводы, издатели и художники, за плечами которых успешный опыт организации образовательных практикумов и работы с городскими сообществами.
В зависимости от того, какое из направлений – экскурсоводческое, литературное или художественное выбирает для себя студент, он может стать:

1) разработчиком авторских городских маршрутов или перформативных спектаклей-променадов (презентованным в рамках летнего фестиваля авторских маршрутов);

2) автором документального литературного произведения (мемуары, воспоминания, интервью; финалисты программы получат грант на печать сигнального тиража);

3) автором рисованных скетчей и «портретистом» городских достопримечательностей и участником итогового вернисажа (представленные работы станут прототипами для создания сувенирной линейки)
Весна
Набор студентов
и проведение занятий
Лето
Сезон прогулок по городу,
экскурсионных и перформативных,
где создатели – выпускники
программ, а зрители – широкий круг
горожан
День города, август
Открытие итогового вернисажа и презентация новых сувенирных изделий
Осень
Запуск в производство готовых работ
финалистов «Лаборатории воспоминаний» и презентация их широкому читательскому кругу
время постигать новое
время гулять
время праздновать и поздравлять город
время читать и вдохновляться
Экскурсоводческий
Создание новых авторских прогулок по городу в различных жанрах и по различным локациям. Разработка авторских маршрутов с нуля.
На факультет
Литературный
Конечная цель – способствовать публикации воспоминаний горожан о том, как менялся Екатеринбург-Свердловск на протяжении десятилетий, его жителях и их судьбах
На факультет
Художественный
Создание рисованных скетчей и «портретов» городских достопримечательностей в компании профессиональных художников и историков и создание отдельной сувенирной линейки на этой основе
На факультет