«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП»
В СВЕРДЛОВСКЕ
1941-1945
Проект об истории эвакуации музыкантов
и музыкальных институций в Свердловск



ТРИУМФ МУЗЫКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Свердловск – единственный город в Урало-Сибирском регионе, имевший к началу 1940-х годов полноценный комплекс музыкальных → учреждений. Город закономерно стал основным центром эвакуации музыкантов. Они получили здесь профессиональную работу и благодарную публику, готовую к восприятию любых музыкальных жанров. Даря свое искусство жителям города в тревожные дни войны, музыканты поддерживали их душевные силы, помогали сохранять радость жизни и надежду на будущую победу.
Начало войны застало в Свердловске выдающихся мастеров академического искусства, лауреатов международных конкурсов. Это были пианисты Яков Флиер, Лев Оборин, скрипач Давид Ойстрах, потом появились пианист Эмиль Гилельс и его сестра скрипачка Лиза Гилельс. В это же время в городе находились ансамбль народного танца СССР Игоря Моисеева и ряд джазовых оркестров страны: Эдди Рознера, Леонида Утесова, Исаака Дунаевского и братьев Дмитрия и Даниила Покрасс. Нередко в одном концерте звучали классика и джаз. Сборы шли в фонд обороны. В процессе эвакуации музыкальных учреждений город принял Киевскую консерваторию, Московский союз композиторов и Оргкомитет Союза композиторов СССР. Группами, вместе с семьями, приезжали музыканты из Ленинграда, Харькова, Одессы, Кишинева, Минска, Риги. Их устройство было большой проблемой, но удалось приютить всех. Педагоги и студенты были приняты в музыкальные учебные заведения. Среди них консерваторские профессора из Москвы (Г.Нейгауз, Г. Коган, В. Цуккерман, Л. Мазель, М. Пекелис) и Ленинграда (Н. Голубовская, М. Друскин, Н. Позняковская). Лучшие преподаватели музыкальных школ – А. Артоболевская, О. Гнесина, С. Ляховицкая. Профессор П. Столярский из Одессы, инициировавший открытие в Свердловске музыкальной школы-десятилетки… Солисты-исполнители пополнили штаты филармонии и музыкальных театров. Часть композиторов стали преподавать в консерватории (Р. Глиэр, В. Шебалин, Д. Кабалевский и другие). Некоторые создавали музыку для театров: А. Хачатурян написал балет «Гаянэ», поставленный в Перми и в Свердловске; Т. Хренников писал песни для эвакуированного драматического театра Красной Армии. Большинство композиторов работали в ансамблях и концертных бригадах, ездили с ними по тыловым частям и на фронт (И. Дунаевский, А. Новиков, братья Покрасс). Местом их встреч часто был Свердловск, где стали звучать их песни и другие произведения о войне. Из концертных коллективов в Свердловске подолгу находились столичные симфонические оркестры: Госоркестр СССР и Оркестр Всесоюзного Радиокомитета и их дирижеры – Н. Рахлин, А. Орлов и другие. Хор русской песни под руководством А. Свешникова, Хор имени М. Пятницкого с В. Захаровым. На всех концертных площадках и в театрах Свердловска проходили концерты, по два-три в один день и даже ночью. Музыкальная жизнь в городе буквально «кипела».
музыкальные школы - училище - консерватория, два музыкальных театра (оперы и балета и музыкальной комедии), филармония с симфоническим оркестром и свой союз композиторов

ЗДЕСЬ БЫЛ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Интервью
Сбор интервью с носителями памяти эпохи. Погружение в тему музыкальной культуры, в историю культурной эвакуации в Екатеринбурге, сбор и изучение материала, полученного от уникальных деятелей культуры - учеников великих композиторов.
1
Экскурсии
Создание трех видов музыкальных экскурсий при участии студентов музыкальных ССУЗов, ВУЗов, и именитых музыковедов города.
2
Итоги
Выпуск карт-путеводителей, размещение базы всех интервью в библиотеке музея истории Екатеринбурга и учебных заведений.
3
ИНТЕРВЬЮ С НОСИТЕЛЯМИ ПАМЯТИ
Содержание интервью с Олле М.И.

00:56 о том, как приехала в Свердловскую консерваторию из Челябинска в 17 лет и сдавала экзамены
03:43 про Маркиана Петровича Фролова - его биография
05:17 про Берту Соломоновну Маранц (учитель Миры Исаевны)
06:08 о филармонии
07:10 …22 июня началась война
10:40 о питании / густая горячая заваруха
13:46 распорядок дня студента консерватории
14:45 рассказ Мариэтты Шагинян про встречу с Рахманиновым/ как у него «сползла кульминационная точка»
18:58 про Нейгауза, его семью. Сначала - его биография, потом - личная история, связанная с Генрихом Густавовичем.
24:26 Мира Исаевна читает стих Бориса Пастернака «Весной» 1944 года
26:17 об открытии специальной школы-десятилетки в Свердловске
31:37 реэвакуация Киевской консерватории и сдача экзамена Миры Исаевны (отыграла 1 час 30 минут)
36:35 о Столярском
42:20 как обходилась без инструмента во время учебы
43:17 как Мира Исаевна училась в аспирантуре

Содержание интервью с Голышевым Н.Н.
00:18 о детстве (родился в 1929 году, в Каслях), семье и школьных годах
03:22 о первой встрече с музыкой, 1937 год
06:35 … а оказывается, война началась
10:30 училище и певческая самодеятельность
18:35 переезд в Новосибирск, начало музыкального образования, 1948 год
24:50 о работе с Новиковым (начало профессиональной работы вокалистом) 1950-е гг.
27:50 история поступления в Московскую консерваторию
33:40 как попал в Уральскую консерваторию
35:50 значимые лица Свердловска
38:14 о филармонии и оперном театре
Содержание интервью с Баевой В.М.
00:16 о детстве в Джамбуле
02:10 участие в кружке самодеятельности Доры Лерма
03:40 об известных выпускниках кружка
04:54 музыкальный лекторий Первоуральска и его именитые гости
05:59 репертуар родом из детства
06:42 об уральских композиторах
07:27 влияние войны на музыкальную культуру Свердловска
08:20 музыка и школа
09:47 связь через музыку и пение
Содержание интервью с Пименовой И.Н.
00:12 о Гелисе
02:53 основание кафедры русских народных инструментов выпускниками Гелиса
04:15 о методах работы Гелиса
05:26 обучение у Захарова
10:55 о творческой деятельности Захарова
14:44 музыкальная жизнь Свердловска 1934-1950 годов
15:41 о Знаменском
20:59 о влиянии войны на культурную жизнь Свердловска
24:24 подъем уральской школы
Содержание интервью с Романько В.А.
00:10 Обучение у Тамары Николаевны Запорожец
01:40 О Марке Моисеевиче Гелисе
03:46 Поступление в консерваторию
10:20 О методах работы киевской школы
12:10 Гелис, мандолины и кафедра народных инструментов
16:37 Уральская баянная школа в лицах
21:20 Первые годы в консерватории
28:50 Профессионализм в импровизации и участие в конкрусах и концертах
36:17 О программе и репертуаре
40:40 Совет студентам
Хотите стать участником сбора интервью?
Заполните анкету, и мы с вами свяжемся
ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ
Участие в проекте
Заполните свои данные
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш телефон
Ваш род деятельности
Кем бы вы хотели участвовать в проекте
Спасибо, что любите город
Забронируйте место на экскурсии
Уникальные музыкальные экскурсии по культурной эвакуации
Выберите экскурсию
Имя, фамилия
Ваш телефон
Количество человек
1
5
Комментарий
Экскурсия проводится без оплаты
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Как в Свердловске жила культурная элита, которую эвакуировали на время войны
Экскурсию ведет Светлана Хайрутдинова, заведующая Детским музейным центром в Музее истории Екатеринбурга
В годы Великой Отечественной войны Урал становится центром не только промышленной, но и культурной эвакуации. Сюда, в глубокий тыл, были эвакуированы: коллекции Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический», Московского зоопарка и др.
На театральных сценах города играли не только артисты свердловских театров, но и артисты МХАТа им. М. Горького, Центрального театра Красной Армии, Московского театра сатиры, Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова и др.
В Свердловском отделении Союза писателей в годы войны трудились такие известные писатели, как А. Барто, Ю. Верховский, Ф. Гладков, Л. Гроссман, Л. Кассиль, Е. Пермяк, М. Шагинян, А. Коц и др.
В город был эвакуирован Союз композиторов СССР, в том числе – Р. Глиэр, А.Хачатурян, В. Мурадели, Д. Кабалевский, К. и О. Эйгесы, Т. Хренников и др.
Свердловск наполнили специалисты самых разных областей – инженеры, художники, писатели, композиторы, студенты и преподаватели вузов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска.
Так случилось, что война и эвакуация, сосредоточив, хоть и ненадолго, в Свердловске настоящие таланты своего времени, привели к серьезной социокультурной трансформации всего региона и определили его развитие на многие годы вперед.
Из истории становления музыкального образования Екатеринбурга
Экскурсию ведет Анна Шустикова, старший методист Музея истории города Екатеринбурга
К 1941 г. в Свердловске работают все ступени музыкального образования. Начальная была представлена двумя музыкальными школами, средняя – музыкальным училищем и, наконец, высшая – Свердловской консерваторией им. М.П. Мусоргского, на тот момент единственным музыкальным вузом от Урала до Дальнего Востока. Поэтому, когда выбирался пункт эвакуации преподавателей и студентов Киевской, Московской, Ленинградской и других консерваторий, был выбран именно Свердловск. Киевская консерватория была вывезена в полном составе и объединена со Свердловской. Ректором вуза, к которому было прикреплено музыкальное училище, становится киевский пианист Абрам Луфер. В число преподавателей консерватории вошли многие известные музыканты: пианисты Генрих Нейгауз и Эмиль Гилельс, скрипач Давид Ойстрах, виолончелист Александр Стогорский, композитор Рейнгольд Глиэр (автор первого советского балета «Красный мак») и многие другие.
Это влияние наиболее выдающихся людей в профессии не могло не сказаться на студентах и учениках, многие из которых сами стали известными музыкантами, а также на повышении музыкальной культуры города в целом.
Музыкальный класс. Культурный десант в Свердловске в годы Великой Отечественной войны

Экскурсию ведет Екатерина Калужникова, директор музея Водонапорной башни на Плотинке.
Представьте на мгновение, что нет никакого интернета и телевидения, нет плееров, и музыку можно послушать только по радио, на граммофонных пластинках или в «живом» исполнении. А теперь представьте, что в наш город приехали музыканты из столичных городов или в полном составе труппа какого-нибудь столичного театра и осталась здесь работать на два или три года. И в репертуаре лучшие оперные и балетные спектакли! Каждый спектакль – событие! Представили? Такая эпоха была в истории нашего города – это Великая Отечественная война, когда Свердловск принял сотни талантливых музыкантов: педагогов, исполнителей, композиторов.
На нашей экскурсии мы поговорим не только о том, как вырос уровень исполнительского мастерства музыкантов, но и о том, как повлияла музыка на вкусы и жизнь простых горожан в это непростое время.
экскурсия №1 в он-лайн формате
Как в Свердловске жила культурная элита, которую эвакуировали на время войны
Так случилось, что война и эвакуация, сосредоточив, хоть и ненадолго, в Свердловске настоящие таланты своего времени, привели к серьезной социокультурной трансформации всего региона и определили его развитие на многие годы вперед
экскурсия №2 в он-лайн формате
Из истории становления музыкального образования Екатеринбурга
К 1941 г. в Свердловске работают все ступени музыкального образования. Начальная была представлена двумя музыкальными школами, средняя – музыкальным училищем и, наконец, высшая – Свердловской консерваторией им. М.П. Мусоргского, на тот момент единственным музыкальным вузом от Урала до Дальнего Востока. Поэтому, когда выбирался пункт эвакуации преподавателей и студентов Киевской, Московской, Ленинградской и других консерваторий, был выбран именно Свердловск.
экскурсия №3 в он-лайн формате
Музыкальный десант
Представьте на мгновение, что нет никакого интернета и телевидения, нет плееров, и музыку можно послушать только по радио, на граммофонных пластинках или в «живом» исполнении. А теперь представьте, что в наш город приехали музыканты из столичных городов или в полном составе труппа какого-нибудь столичного театра и осталась здесь работать на два или три года. И в репертуаре лучшие оперные и балетные спектакли! Каждый спектакль – событие! Представили? Такая эпоха была в истории нашего города – это Великая Отечественная война, когда Свердловск принял сотни талантливых музыкантов: педагогов, исполнителей, композиторов.
Мы предлагаем вам отмечать свой ежедневный маршрут знаковыми местами. Ниже представлено 2 карты, которые помогут дополнить знания о городе
КАРТА №1
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ ПОЛУЧАЛИ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В СВЕРДЛОВСКЕ
КАРТА №2
ТЕАТРЫ, КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ И ОТКРЫТЫЕ ПЛОЩАДКИ, ГДЕ СЛУШАЛИ МУЗЫКУ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В СВЕРДЛОВСКЕ

В рамках данного проекта выпущены
3 вида карт-путеводителей для самостоятельного изучения эпохи и прогулок по городу.Получить карты можно на оффлайновых городских экскурсиях и при розыгрышах
Скачайте карты, чтобы узнать об эпохе эвакуации культурных учреждений и погулять по городу с друзьями
Left
Right
Left
Right
Left
Right
6 000 000
слушателей

обслужила Свердловская филармония за годы Великой Отечественной войны.
20 000 концертов было организовано Свердловской филармонией в городе.
Новые коллективы

В условиях военного времени были созданы: Хоровая капелла, Уральский русский народный хор, хор Радиокомитета, оркестр народных инструментов Радиокомитета и заново сформирован Симфонический оркестр Свердловской филармонии.
43 000 концертов

спектаклей и художественных выступлений было проведено артистами театров в Свердловской области на различных оборонных объектах за годы Великой Отечественной войны. Из них более 40 тысяч - в госпиталях.
32 артистические бригады

Были сформированы в Свердловской области. Эти театральные коллективы дали на фронте 8 535 концертов, причем подавляющая часть из них, 6 176 (72,4 %), была проведена свердловскими артистами.
100 музыкантов

Выпустила консерватория им. М. Мусоргского за 1941-1944 гг., а всего за 10 лет существования (1934- 44) вуз подготовил 154 выпускника.
4 оперы, 1 балет,
10 симфоний

Свердловские композиторы в 1940-е годы (преимущественно в период войны) создали: 4 оперы (М.Фролов, В. Трамбицкий, К.Кацман), 1 балет (А.Фридлендер), около 10 симфоний (О.Эйгес, Б.Гибалин, Н.Хлопков, Е. Искендер, А.Муравлев), 5 кантат, симфонические поэмы и оркестровые сюиты (В.Щелоков, Г.Белоглазов и другие), музыку к спектаклям (Н. Бакалейников), камерно-инструментальные и вокальные сочинения.
Эвакуация

Ведущий музыкальный вуз Украинской ССР – Киевская консерватория, две крупные композиторские организации из Москвы: Оргкомитет Союза советских композиторов (председатель Р. Глиэр) и Московский союз композиторов (председатель В. Шебалин) были эвакуированы в Свердловск в 1941 г. В их составе находились: Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Мурадели, Ю. Милютин, Т. Хренников, В. Белый, Б. Шехтер, К. Листов и другие. Братья Покрасс и И. Дунаевский, а также А.Новиков и В.Захаров приезжали с музыкальными коллективами, с которыми они постоянно курсировали по тыловой части страны и в прифронтовой полосе. Т. Хренников стал работать в Центральном театре Красной Армии, находившемся в Свердловске с 11 ноября 1941 г. по 30 мая 1943 г. С августа 1941 г. Государственный ансамбль народного танца СССР И. Моисеева выступал в Свердловске и не раз приезжал сюда потом. С января 1942 г. в Свердловск перевели Оркестр Всесоюзного радиокомитета, с сентября 1942 г. – Госоркестр СССР. Многие музыканты были эвакуированы в Свердловск по индивидуальным направлениям. Основной поток эвакуированных пришелся на 1941-1942 гг., затем началась постепенная реэвакуация.
Проект создается ведущими просветительскими и образовательными учреждениями города Екатеринбурга
Хотите принять участие в проекте?
Мы будем рады ответить на все вопросы, а также принять в команду инициативных участников.
Дом Маклецкого, ул. Тургенева 15, оф. 22 (Евгения)
Телефон: +7 922 217 2662
E-mail: musicinoursouls@yandex.ru
Мы выражаем сердечную благодарность всем, кто дал интервью, а также:


❤️ музыковеду Людмиле Константиновне Шабалиной за активное участие в подготовке материала и любовь к своему делу
❤️ ведущему Вести.Культура Егору Москвину за помощь в подготовке интервью
❤️ студентам музыкальных ВУЗов: Александре Грякаловой, Елене Покровской, Ирине Харченко, Артему
❤️ Валентине Михайловне Азиной

Спасибо, что изучаете эту тему!