исследовательско-экспериментальный
проект
«Лаборатория воспоминаний» - совместный исследовательско-экспериментальный проект Музея истории Екатеринбурга и издательского сервиса Rideró. Его цель – способствовать публикации воспоминаний горожан о том, как менялся Екатеринбург-Свердловск на протяжении десятилетий, его жителях и их судьбах.
Отобранные по итогам конкурса анкет 23 участника «Лаборатории» в течение двух месяцев посещали еженедельные теоретические и практические занятия, в ходе которых:
- знакомились с особенностями документальной прозы, основными средствами языковой выразительности и существующими стратегиями «мемуариста»;
- работали с «исторической фактурой», узнавали, где искать факты для своего исследования и как отличить «факт» от «фейка»;
- овладевали методиками и практиками интервью (как готовиться к интервью и говорить с респондентами на сложные темы; особенности редактуры; этические и юридические вопросы, связанные с публикацией интервью);
- формировали представление о современных издательских сервисах и способах публикации книги.

Отдельный блок – литературная мастерская с Еленой Ленковской. Екатеринбургская писательница провела несколько практических занятий, посвященных приемам беллетризации документальной прозы и средствам языковой выразительности.


Спикеры и расписание→
По завершении образовательного курса каждый из участников проекта подготовил собственное литературное исследование. Кто-то из авторов остался верен первоначальной задумке, в то время как другие участники отыскали новые темы и источники вдохновения.

В результате были определены три победителя, книги которых благодаря предоставляемому издательским сервисом Rideró гранту выйдут ограниченным тиражом уже в этом, 2019 году. Кроме того, для книг всех без исключения участников проекта «Лаборатория воспоминаний» на Rideró будет открыта отдельная витрина, ознакомиться с которой смогут все желающие.
  • Екатерина Иващенко
    переводчик-филолог, покорила жюри трогательными монологами горожанок, собеседниц автора, чье детство и юность пришлись на 30-40-50-е годы прошлого столетия
    В аннотации-визитке Екатерина обозначила лайфхаки, которыми делятся ее героини: как правильно воровать яблоки из соседского сада? как одеваться, как стиляга, если в магазинах ничего нет? где раздобыть зарубежные книжки? как уместиться впятером с роялем в комнатке на 15 квадратных метров? На самом деле, в представленных читателю историях чередуются смех и слезы, радости и трудности, первые влюбленности и годы острейшего дефицита – и все это на фоне больших исторических событий.
  • Диана Королькова
    образовательный консультант, на старте проекта рассматривала несколько идей будущей книги.
    В шорт-листе фигурировали, в том числе, история любви, семейная хроника и эпистолярный роман на основе детских воспоминаний Дианы. В конечно счете, был сделан выбор в пользу истории взлета и падения первой компании мобильной связи на Урале – «Уралвестком». В ее основе – интервью генерального директора компании (и отца Дианы), вместившие рассказ об участии в выборах, работе на кабельном телевидении, первых шагах по созданию компании и все дальнейшие события, вплоть до заката звезды компании и ухода с рынка. Члены жюри проглотили первую главу будущей книги на одном дыхании и единогласно проголосовали за работу Дианы – в надежде на скорое продолжение.
  • Наталья Салтанова
    преподаватель Уральского федерального университета, замыслила, пожалуй, самую романтическую книгу проекта с поэтичным названием «Яхта на траве».
    Наталья отталкивалась от парадоксального факта: в сухопутном Екатеринбурге, где нет выхода к морю, тем не менее успешно существует и развивается парусный спорт, а Губернский яхт-клуб «Коматек» по итогам 2018 года был признан лучшим организатором парусных регат в России. 20 реальных историй, из которых сложится будущая книга, связаны с историей Верх-Исетского пруда и становлением парусного спорта на Урале. Авторы историй – яхтсмены и горожане, чьи судьбы тесно переплетены с Верх-Исетским прудом.
  • Светлана Гоцуленко
    Светлана стала обладательницей спецприза Музея истории Екатеринбурга. Задуманный ею путеводитель по одному из районов города – Юго-Западному – выйдет в музейной серии «Улицы. Истории. Лица». Светлана, к слову, сама жительница Юго-Запада, в предисловии к своему изданию сравнивает исследуемый ею район – вслед за журналистами шестидесятых годов – с московскими Черемушками. То был первый в истории Свердловска пример масштабного жилищного строительства, инициированного не вокруг завода и не для нужд завода или иной ведомственной структуры, но ориентированного на «большого заказчика» – трудящегося Страны Советов. Об этом и многом другом обещает рассказать автор в своем будущем «гайде» по району, всеохватность и системность которого захватила, в том числе, и членов жюри.
  • Лариса Левицкая
    издатель журнала о камнерезном и ювелирном деле «Платинум», создатель семейных хроник
  • Евгений Бурденков
    историк, автор-составитель двух опубликованных рукописей революционеров-боевиков
  • Алексей Вдовин (вебинар)
    филолог и автор биографии Николая Добролюбова в серии «ЖЗЛ», мастер «Нон-фикшн» – онлайн-курса Creative Writing School, посвященного документальной прозе
  • Людмила Шилина (вебинар)
    писатель
  • Марина Соколовская
    руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея первого президента России Б. Ельцина
  • Настя Мартынова
    куратор фотографического музея «Дом Метенкова», один из авторов выставки «Семейный альбом»
  • Любовь Шаповалова
    журналист, один из авторов издания «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга»
  • Татьяна Третникова
    член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа
  • Ирина Лядова
    режиссер
  • Елена Ленковская
    писатель, критик, руководитель школы писательского мастерства «Литературная мастерская Елена Ленковской»
  • Анна Матвеева (творческая встреча)
    российский писатель, редактор, журналист
  • Алена Кунилова
    руководитель PR-службы издательского сервиса Ridero, куратор «Лаборатории воспоминаний»
  • Светлана Булатова
    руководитель издательских проектов Музея истории Екатеринбурга, куратор
    «Лаборатории воспоминаний»
15 марта
Как создать книги семейной истории, если архивы недоступны
Лариса Левицкая
Опыт изысканий среди родственников и в Сети. Наглядный результат и дальнейшие поиски
15 марта
В поисках утраченного
Евгений Бурденков
Работа с источниками – архивными документами, газетами, рукописями и т. д. Где искать факты для своего исследования и как отличить «факт» от «фейка»
16 марта
Как написать биографию
Алексей Вдовин
Совместный вебинар литературных мастерских Creative Writing School и издательского сервиса Rideró
22 марта
Конструирование прошлого через дневники и альбомы
Марина Соколовская
Дневники, письма, альбомы и другие личные документы большей частью всегда были адресованы некоторому сообществу и читались и рассматривались родными, друзьями, соседями. Когда историки стали интересоваться тем, как жили обычные люди каждый день, а музеи стали рассказывать множество историй о прошлом, представлять разные интерпретации прошлого, поиски интересных личных документов и частных архивов, интервью о повседневной жизни в прошлом стали важной частью музейной работы. Место отдельных героев заняли голоса "обычных людей". В ходе встречи будет представлен опыт изучения и показа на выставках личных документов (дневников, рисунков, фотографий из семейных архивов и уголовных дел, записных книжек, дембельских альбомов) и устных воспоминаний. Мы попытаемся ответить на вопросы: почему частные истории нуждаются в интерпретации, зачем и как их показывать
22 марта
Ценность частного архива
Настя Мартынова
Принципы атрибуции и систематизации документального фотоархива на примерах музейных проектов Дома Метенкова и общих тенденций мировой культуры
23 марта
Как один снимок из семейного фотоархива стал началом книги
Людмила Шилина
Вебинар издательского сервиса Rideró с писателем Людмилой Шилиной, автором книги «Помните, что все это было»
29 марта
Методики и практики интервью
Любовь Шаповалова
Как готовиться и проводить интервью, как говорить с респондентами на сложные темы; особенности редактуры; этические и юридические вопросы, связанные с публикацией интервью
30 марта
Социально-психологическая игра «Семейный альбом»
Татьяна Третникова, Ирина Лядова
Основной смысл всего события в том, чтобы создать у участников более полное представление о своей семейной системе и увидеть, как это может быть у других. Фотография здесь – важная отправная точка для рассказа, а также для создания атмосферы и образа у зрителей, своего рода портал для попадания в пространство семейной системы
5 апреля
12 апреля
Серия литературных практикумов «Приемы беллетризации документальной прозы»
Елена Ленковская
- Основные текстовые стратегии мемуариста
Повествование: показываем действия, связываем события
(Несценические и сценические фрагменты в документальной прозе; составление диалогов и мизансцен)
- Описание («фактура прошлого» в подробностях). Претворение опыта личных ощущений в текст; господствующее впечатление; наблюдательный пункт; выбор и значение деталей)
- Стиль. Средства языковой выразительности
6 апреля
Творческая встреча
Анна Матвеева
Автор сборника новелл «Горожане», посвященных выдающимся екатеринбуржцам и свердловчанам, расскажет о работе над книгой и особенностях документальной прозы в целом
19 апреля
Современные издательские сервисы и способы публикации книги
Алена Кунилова
Самостоятельная предпечатная подготовка книги без затрат, автоматизированная конвертация аудиофайлов в текст, автоматизированные сервисы проверки текста на грамотность, читаемость и повторы, работа с бета-ридерами и первыми читателями; дизайн обложки; финансовые и юридические вопросы
19 апреля
Издательские проекты Музея истории Екатеринбурга
Светлана Булатова
Презентация серии путеводителей МИЕ «Улицы, истории, лица», основанной на газетных архивах и личных воспоминаниях горожан

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов