Прекрасные незнакомцы
3 марта — 28 апреля

Дом Метенкова
ул. Карла Либкнехта, 36






Невозможно забыть истории людей, которым принадлежали фотографии, истории героев этих снимков.
Куратор: Марина Соколовская (Музей первого президента России Б. Н. Ельцина)

1 июля 1992 года в Екатеринбурге начал работать Государственный архив административных органов Свердловской области. Созданный на волне реформ, ГААОСО является единственным в стране специализированным архивом, куда были переданы архивы КГБ и ФСБ для публичного доступа. С момента основания архив стал одним из важных в регионе мест изучения социальной, политической, экономической, культурной и военной истории России XX века, взаимоотношений общества и власти, истории повседневности. В ГААОСО хранятся документы и других ведомств, например судов, прокуратур и военных комиссариатов.

В 2017 году учреждению исполняется 25 лет. К юбилею в рамках проекта «Застывшие в истории моменты» фотографический музей «Дом Метенкова» и ГААОСО представляют выставку «Прекрасные незнакомцы. Фотография в Государственном архиве административных органов Свердловской области».

Следственные дела репрессированных по политическим мотивам включают фотографии из семейных и личных архивов. На выставке будут представлены избранные фотографии — свидетельства жизни людей в первой половине XX века, яркие снимки, говорящие об особенностях языка любительской и студийной фотографии и фотографии как инструменте, помогающем преодолевать все тяготы, с которыми сталкивались люди той поры: войны, переезды, расставания, ход времени.

Снимки поляков, евреев и финнов, оказавшихся в СССР в поисках работы. Фотографии военных корреспондентов из воинских частей или лагерей военнопленных. Карточки, привезенные эвакуированными из западных областей РСФСР или реэмигрантами из Китая. Семейные снимки и фотографии, сделанные на память военными перед отправкой на фронт. Своеобразная фотоколлекция архива — это яркие образы страны в движении. Войны, революции, индустриализация, развитие городов вынуждали людей переезжать. Ожидание разлуки, перемены, переживание хрупкости социальных структур делали фотографию важным инструментом сшивания ран индустриальной культуры, массовых обществ и революционных порядков.

Асимметричные композиции, нерезкость кадра, яркий и активный жест фотографируемого, желание выстроить группу перед фотокамерой или, наоборот, попытки запечатлеть картины спонтанной и счастливой жизни — все это есть в этих старых фотокарточках, таких типичных с точки зрения историка фотографии или антрополога, но и захватывающих своей организованностью или ее нарушением. Невозможно забыть истории людей, которым принадлежали фотографии, истории героев этих снимков. Мы можем описать их снимки и их истории языком типологий, классификаций, обобщений. Но благодаря фотографии они не только жертвы политического режима и персонажи из прошлого, но и счастливые, улыбающиеся, позирующие, порой встревоженные, мечтающие, погруженные в себя, а порой резкие, сильные, живые люди, о которых ни комплекс документов, ни фотография не расскажет всего. В них мы можем увидеть себя — людей, чьи истории и голоса однажды также будут утрачены.

Выбор фотографий: Елизавета Вольхина, Илья Демаков, Анастасия Замараева (Государственный архив административных органов Свердловской области), Марина Соколовская (Музей первого президента России Б. Н. Ельцина)

Подготовка выставки: Анастасия Богомолова, Кристина Горланова, Ольга Королева, Александра Салтанова, Сергей Потеряев, Екатерина Телегина (фотографический музей «Дом Метенкова»)

Made on
Tilda