исследовательско-экспериментальный
проект
«Лаборатория воспоминаний» - совместный исследовательско-экспериментальный проект Музея истории Екатеринбурга и издательского сервиса Rideró. Его цель – способствовать публикации воспоминаний горожан о том, как менялся Екатеринбург-Свердловск на протяжении десятилетий, его жителях и их судьбах.
Отобранные по итогам конкурса анкет 23 участника «Лаборатории» в течение двух месяцев посещали еженедельные теоретические и практические занятия, в ходе которых:
- знакомились с особенностями документальной прозы, основными средствами языковой выразительности и существующими стратегиями «мемуариста»;
- работали с «исторической фактурой», узнавали, где искать факты для своего исследования и как отличить «факт» от «фейка»;
- овладевали методиками и практиками интервью (как готовиться к интервью и говорить с респондентами на сложные темы; особенности редактуры; этические и юридические вопросы, связанные с публикацией интервью);
- формировали представление о современных издательских сервисах и способах публикации книги.

Отдельный блок – литературная мастерская с Еленой Ленковской. Екатеринбургская писательница провела несколько практических занятий, посвященных приемам беллетризации документальной прозы и средствам языковой выразительности.


Спикеры и расписание→
По завершении образовательного курса каждый из участников проекта подготовил собственное литературное исследование. Кто-то из авторов остался верен первоначальной задумке, в то время как другие участники отыскали новые темы и источники вдохновения.

В результате были определены три победителя, книги которых благодаря предоставляемому издательским сервисом Rideró гранту выйдут ограниченным тиражом уже в этом, 2019 году. Кроме того, для книг всех без исключения участников проекта «Лаборатория воспоминаний» на Rideró будет открыта отдельная витрина, ознакомиться с которой смогут все желающие.
Екатерина Иващенко
переводчик-филолог, покорила жюри трогательными монологами горожанок, собеседниц автора, чье детство и юность пришлись на 30-40-50-е годы прошлого столетия
В аннотации-визитке Екатерина обозначила лайфхаки, которыми делятся ее героини: как правильно воровать яблоки из соседского сада? как одеваться, как стиляга, если в магазинах ничего нет? где раздобыть зарубежные книжки? как уместиться впятером с роялем в комнатке на 15 квадратных метров? На самом деле, в представленных читателю историях чередуются смех и слезы, радости и трудности, первые влюбленности и годы острейшего дефицита – и все это на фоне больших исторических событий.
Диана Королькова
образовательный консультант, на старте проекта рассматривала несколько идей будущей книги.
В шорт-листе фигурировали, в том числе, история любви, семейная хроника и эпистолярный роман на основе детских воспоминаний Дианы. В конечно счете, был сделан выбор в пользу истории взлета и падения первой компании мобильной связи на Урале – «Уралвестком». В ее основе – интервью генерального директора компании (и отца Дианы), вместившие рассказ об участии в выборах, работе на кабельном телевидении, первых шагах по созданию компании и все дальнейшие события, вплоть до заката звезды компании и ухода с рынка. Члены жюри проглотили первую главу будущей книги на одном дыхании и единогласно проголосовали за работу Дианы – в надежде на скорое продолжение.
Наталья Салтанова
преподаватель Уральского федерального университета, замыслила, пожалуй, самую романтическую книгу проекта с поэтичным названием «Яхта на траве».
Наталья отталкивалась от парадоксального факта: в сухопутном Екатеринбурге, где нет выхода к морю, тем не менее успешно существует и развивается парусный спорт, а Губернский яхт-клуб «Коматек» по итогам 2018 года был признан лучшим организатором парусных регат в России. 20 реальных историй, из которых сложится будущая книга, связаны с историей Верх-Исетского пруда и становлением парусного спорта на Урале. Авторы историй – яхтсмены и горожане, чьи судьбы тесно переплетены с Верх-Исетским прудом.
Светлана Гоцуленко
Светлана стала обладательницей спецприза Музея истории Екатеринбурга. Задуманный ею путеводитель по одному из районов города – Юго-Западному – выйдет в музейной серии «Улицы. Истории. Лица». Светлана, к слову, сама жительница Юго-Запада, в предисловии к своему изданию сравнивает исследуемый ею район – вслед за журналистами шестидесятых годов – с московскими Черемушками. То был первый в истории Свердловска пример масштабного жилищного строительства, инициированного не вокруг завода и не для нужд завода или иной ведомственной структуры, но ориентированного на «большого заказчика» – трудящегося Страны Советов. Об этом и многом другом обещает рассказать автор в своем будущем «гайде» по району, всеохватность и системность которого захватила, в том числе, и членов жюри.
Лариса Левицкая
издатель журнала о камнерезном и ювелирном деле «Платинум», создатель семейных хроник
Евгений Бурденков
историк, автор-составитель двух опубликованных рукописей революционеров-боевиков
Алексей Вдовин (вебинар)
филолог и автор биографии Николая Добролюбова в серии «ЖЗЛ», мастер «Нон-фикшн» – онлайн-курса Creative Writing School, посвященного документальной прозе
Людмила Шилина (вебинар)
писатель
Марина Соколовская
руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея первого президента России Б. Ельцина
Настя Мартынова
куратор фотографического музея «Дом Метенкова», один из авторов выставки «Семейный альбом»
Любовь Шаповалова
журналист, один из авторов издания «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга»
Татьяна Третникова
член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа
Ирина Лядова
режиссер
Елена Ленковская
писатель, критик, руководитель школы писательского мастерства «Литературная мастерская Елена Ленковской»
Анна Матвеева (творческая встреча)
российский писатель, редактор, журналист
Алена Кунилова
руководитель PR-службы издательского сервиса Ridero, куратор «Лаборатории воспоминаний»
Светлана Булатова
руководитель издательских проектов Музея истории Екатеринбурга, куратор
«Лаборатории воспоминаний»
15 марта
Как создать книги семейной истории, если архивы недоступны
Лариса Левицкая
Опыт изысканий среди родственников и в Сети. Наглядный результат и дальнейшие поиски
15 марта
В поисках утраченного
Евгений Бурденков
Работа с источниками – архивными документами, газетами, рукописями и т. д. Где искать факты для своего исследования и как отличить «факт» от «фейка»
16 марта
Как написать биографию
Алексей Вдовин
Совместный вебинар литературных мастерских Creative Writing School и издательского сервиса Rideró
22 марта
Конструирование прошлого через дневники и альбомы
Марина Соколовская
Дневники, письма, альбомы и другие личные документы большей частью всегда были адресованы некоторому сообществу и читались и рассматривались родными, друзьями, соседями. Когда историки стали интересоваться тем, как жили обычные люди каждый день, а музеи стали рассказывать множество историй о прошлом, представлять разные интерпретации прошлого, поиски интересных личных документов и частных архивов, интервью о повседневной жизни в прошлом стали важной частью музейной работы. Место отдельных героев заняли голоса "обычных людей". В ходе встречи будет представлен опыт изучения и показа на выставках личных документов (дневников, рисунков, фотографий из семейных архивов и уголовных дел, записных книжек, дембельских альбомов) и устных воспоминаний. Мы попытаемся ответить на вопросы: почему частные истории нуждаются в интерпретации, зачем и как их показывать
22 марта
Ценность частного архива
Настя Мартынова
Принципы атрибуции и систематизации документального фотоархива на примерах музейных проектов Дома Метенкова и общих тенденций мировой культуры
23 марта
Как один снимок из семейного фотоархива стал началом книги
Людмила Шилина
Вебинар издательского сервиса Rideró с писателем Людмилой Шилиной, автором книги «Помните, что все это было»
29 марта
Методики и практики интервью
Любовь Шаповалова
Как готовиться и проводить интервью, как говорить с респондентами на сложные темы; особенности редактуры; этические и юридические вопросы, связанные с публикацией интервью
30 марта
Социально-психологическая игра «Семейный альбом»
Татьяна Третникова, Ирина Лядова
Основной смысл всего события в том, чтобы создать у участников более полное представление о своей семейной системе и увидеть, как это может быть у других. Фотография здесь – важная отправная точка для рассказа, а также для создания атмосферы и образа у зрителей, своего рода портал для попадания в пространство семейной системы
5 апреля
12 апреля
Серия литературных практикумов «Приемы беллетризации документальной прозы»
Елена Ленковская
- Основные текстовые стратегии мемуариста
Повествование: показываем действия, связываем события
(Несценические и сценические фрагменты в документальной прозе; составление диалогов и мизансцен)
- Описание («фактура прошлого» в подробностях). Претворение опыта личных ощущений в текст; господствующее впечатление; наблюдательный пункт; выбор и значение деталей)
- Стиль. Средства языковой выразительности
6 апреля
Творческая встреча
Анна Матвеева
Автор сборника новелл «Горожане», посвященных выдающимся екатеринбуржцам и свердловчанам, расскажет о работе над книгой и особенностях документальной прозы в целом
19 апреля
Современные издательские сервисы и способы публикации книги
Алена Кунилова
Самостоятельная предпечатная подготовка книги без затрат, автоматизированная конвертация аудиофайлов в текст, автоматизированные сервисы проверки текста на грамотность, читаемость и повторы, работа с бета-ридерами и первыми читателями; дизайн обложки; финансовые и юридические вопросы
19 апреля
Издательские проекты Музея истории Екатеринбурга
Светлана Булатова
Презентация серии путеводителей МИЕ «Улицы, истории, лица», основанной на газетных архивах и личных воспоминаниях горожан

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов