Памятники истории и архитектуры

Ленина, 71. Комплекс Штаба Урал ОВО.

Комплекс Штаба Урал ВО, 1937-1940 гг., архитектор A. M. Дукельский

Комплекс построен по заказу Уральского Военного округа для его командного состава. Проект разработан в архитектурно-проектной мастерской № 1 Свердлгорсовета авторским коллективом архитекторов (А. И. Вилесов, А. В. Десятков, Д. Н. Козяев, Н. Г Нейфельд) под руководством A. M. Дукельского. В его композиции нашли отражение теоретические и практические разработки новой структуры квартала в советской архитектуре 1930-х гг. (многофункциональность с активным использованием внутриквартального пространства, ансамблевость).

Комплекс расположен в центре города, на прямоугольном в плане участке между проспектом Ленина, улицами С. Морозовой, Первомайской и Бажова, в окружении современной ему застройки, рядом с «Городком чекистов». Решен в виде квартала полифункционального назначения. К главной городской магистрали — проспекту Ленина — обращен зданием Штаба, которое является одним из основных градостроительных акцентов проспекта.

В состав комплекса входят: здание Штаба УралВО и столовой, два жилых дома, здание спортивного клуба, связанные композиционно и функционально.

Композиционным центром комплекса является здание Штаба, возведенное в подчеркнуто крупном масштабе. Оно П-образное, объединено с двухэтажным зданием столовой переходами и образует с ними замкнутую прямоугольную композицию с внутренним двором в центре. Здание Штаба смещено от красной линии улицы в глубину квартала. В композиции комплекса играет роль доминанты, располагается по его оси. Занимает южную часть квартала.

Перед главным фасадом разбит сквер с оградой из чугунных цепей, укрепленных на невысоких чугунных стол­биках. Представляет собой четырехэтажное П-образное здание с сильно выступающим портиком на главном фасаде.

Использованные в оформлении уличных фасадов здания Штаба центрально-осевые композиции и монументальные крупномасштабные формы придают представительность его облику.

Фасады украшают дорические портики на высоких рустованных цоколях в виде арок из грубо сколотых брусьев гранита. Композиционным центром главного фасада является ризалит с сильно выступающим шестиколонным портиком, опирающимся на аркаду, завершенный тяжелым фронтоном типа аттика с бетонным рельефом на тему вооружения Красной армии (выполненный по эскизу A. M. Дукельского).

Боковые фасады обращены к улицам С. Морозовой и Бажова. Они фланкируются двухколонными портиками, опирающимися на арки. Оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа имеют наличники с замковыми камнями. Окна 3-го этажа украшены прерывающимися наличниками с объемными сандриками и замковыми камнями.

Фасады завершаются многопрофильным карнизом сильного выноса. Отделка фасадов выполнена красноватой камневидной штукатуркой вверху и розовым челябинским гранитом в цоколе. Здание имеет один центральный вход и два с боковых фасадов.Поэтажные планы здания решены по коридорному типу с включением зальных помещений. Главный фасад здания столовой обращен к западному въезду. Имеет боковые ризалиты. В центре — вход, балкон во 2-м этаже, круглые слуховые окна. Центральная часть здания повышена в виде фронтона. Другие фасады и стены переходов гладкие. Все фасады оштукатурены и покрашены. Горизонтальные тяги, карнизы и лепные украшения окон переходов выделены белым цветом.

От здания Штаба прослеживается развитие композиции комплекса в четырех- и пятиэтажных Г-образных жилых домах, размещенных по периметру квартала.

К противоположной от Штаба стороне квартала динамика композиции затухает. Двухэтажное прямоугольное в плане здание спортивного клуба делит внутреннее пространство квартала на двор с обширной спортивной площадкой и проезжую часть.

Двор открыт к улице Первомайской, через его пространство хорошо просматриваются главный фасад спор­тивного клуба и дворовые фасады жилых домов. Таким образом, комплекс состоит из обособленных официальной и жилой зон, сочетание которых увеличивают его комфорт.

Представляет собой образец полифункционального градостроительного комплекса периода поисков в советской архитектуре новой структуры квартала. Сочетает черты архитектуры 1930-х гг. с художественно-композиционными приемами классицизма.

Лит.: Антипин А.Н. Строить культурно / Опыт стройки. 1937. № 6. С. 48; Берсенева А.А. Облик города / Урал. 1976. № 8. С. 148.

Публикуется по книге Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. Екатеринбург, 2007.